Современная литература
Современная литература
Поэзия

Если сравнивать поэтов с продуктами

Дмитрий Воденников

Иногда думаешь, что некоторые жизни похожи на пояса. Из как будто золотых нитей, или из кожаных полосок, или из бечевы.

Так раньше крестьяне плели. Пояса же были необходимы: уберечь от нечистой силы или болезни, да просто портки поддержать. Но всё-таки более для охраны, от сглаза. Говорят, пояс и крест имели чуть ли не одинаковую охранную цель.

Если брали льняные и шерстяные нити, то техника была просто плетение, либо на бёрдышке (это такая рама из дощечек: там отверстия по середине и небольшой зазор между). Но, как правило, всё же просто руками, без каких-либо инструментов. Все концы соберут в один пучок, который прикреплён к опоре. Женщина натянет нити основы и одновременно переведёт крайние нити к середине пояса, переплетя их с основными. «Полотняное» переплетение, «саржевое» (я даже разбираться не стал). А до этого нити красили природным пигментом: растения, минералы – чтоб красиво было. Красные, желтые, синие, фиолетовые, коричневые и другие цвета.

Плели пояса, как всегда плели жизнь или стихотворение. (Кто-то причудливо, кто-то попроще.)

* * *

Он гений
по мнению многих критиков
Почти уже классик
предмет кандидатских диссертаций
Автор причудливых метафор
иногда шокирующих
И сложных ассоциаций
требующих культурного бэкграунда
Но ей нравится что-то попроще
Чтобы «до мурашек»
«в самое сердце»
«как вы с этим живёте»
Привычные рифмы
нежные чувства милых парней
выросших в провинциальной безнадёге
кое-как нахватавшихся грамоты
К тому же он не очень красив
и судя по фотографии
вряд ли хорош в постели
То ли дело искренние любители
инструкторы по конному спорту
преподаватели черчения
гитаристы этно-инди-рок-групп
За их избитыми образами
чувствуется подлинное страдание
настоящая животная страсть
обещающая реальную встречу
К тому же он умер
пусть и совсем недавно
То есть – мы знаем –
он продолжает жить
в осенних порывах ветра
толпах растерянных листьев
внезапной радуге на утреннем небе
Он даже может высказать ей свои чувства
на клочке старой афиши
случайно оказавшемся у неё под ногами
Всё это очень трогательно
но никогда не заменит
человеческого прикосновения

(Игорь Караулов)

Когда-то я уже говорил про это (толстой нити, красной или желтой, тоже ничто никогда не заменит человеческого прикосновения) и тогда написал: «Наша жизнь и похожа на эти пояса. Когда их начинают плести, совершенно непонятно вначале, что это будет за узор, он известен только мастеру, и этот мастер не ты, хоть именно ты и плетёшь (или, может, даже самому мастеру неизвестен?)»

«...Это и не пояс ещё вовсе, не жизнь, не судьба, а только связка нитей (разноцветных), и ни о чём эта сумятица нитей нам не расскажет. А в конце – перед нами лежит совершенное изделие, и мы смотрим на него, всё видим и думаем: как же мы раньше сами не догадались?»

Я ещё не знал, что наша жизнь похожа не на пояса, а на еду.

...Где-то прочитал, что вся русская кухня, в отличии от других, построена не на нагревании, а на остывании (то есть на томлении). А один умный человек заметил, что и история отношений героев (литературных, киношных) тоже может быть построена на остывании. «То есть, фильм не о том, как полюбили, а о том, как медленно разлюбливали, пока не дошли до нужной кондиции. Нужно подумать – наверняка имеются неплохие образцы русской кухни в искусстве».

Что-то в этом есть.

Пояс от сглаза, а любовь – для того, чтоб остыть. Напиться-наесться своею собственной смертью.

* * *

Где-то между цирком и трамваем,
между МРТ и ЭКГ,
ходит-бродит смерть сторожевая
на одной изрезанной ноге.

Белый коридор пересекая,
сквозь узлы вытягивает нить.
Забирает или отпускает,
всё не может предопределить.

Тесная палата, воздух спёртый.
Каждая как будто о своём:
наши силы были иллюзорны,
наши были поросли быльём.

Наши цепи сгнили и распались,
а потом цветами проросли
в жёсткую негнущуюся память
женщины, больницы и земли.

Тридцать первый, шестьдесят четвёртый...
снятся предвечерние миры –
деревянный бок аэропорта
или школа на верху горы.

Так они нащупывают снами
то, что наяву идёт ко дну –
cтарую скамейку, милый камень
и неисцелимую вину.

И пока они неровно, робко
боль, как мель, пересекают вброд,
их так и не сбывшаяся лодка
завершает свой водоворот.

Санитар поправит покрывало.
Хоть ты нить тяни, хоть оборви,
эти тлен и горечь – переправа
перед наводнением любви.

(Екатерина Боярских)

Опять про нити. Но и про томление тоже. Нет, ну скажите? Разве это не про томление (я не про томление в груди, а про томление в горшочке, в печи, под крышкой)?

Томление – это и есть превращение продукта во что-то неузнаваемое (как несколько разноцветных нитей в пояс): то ли мясо, то ли картошка, то ли ещё что, например, длинные волокна сельдерея.

Всё пропахло единым запахом, всё превратилось в рагу. (Рагу не отдай врагу, отдай ему крупно порезанные кусочки точно атрибутированных продуктов. Пусть подавится.)

... «Чем бы вас угостить? – спрашивала тем временем Анна Ахматова нормальным голосом и, как бы прощупывая почву, добавила: “Может быть купить вина?” Я мгновенно вскочила и выразила горячее желание тут же пойти в буфет и принести бутылку... Какое- то время спустя, вспоминая этот гостиничный визит, Анна Ахматова говорила с усмешкой: “Помнится, вы очень оживились при слове “вино”». (Наталья Ильина, «Встречи с Ахматовой»)

Ну если к вину дадут рагу или ещё что-то томлённое, мы тоже очень оживимся.

Вот интересно.

На какую еду, какое кушанье (ужасное слово) похоже жизнь того или другого поэта?

Вот жизнь Маяковского – это, конечно, стейк с кровью. Слабая прожарка. Medium rare. «Непрожаренное мясо, с соком ярко выраженного розового цвета и прогревом до 55–60 °C (готовится 4–5 мин при 190–200 °C)».

Жизнь Мандельштама – это, разумеется, тушеная говядина с шоколадом. Дикое сочетание.
«90 гр. говядины, 2 стакана тертого 80%-го шоколада, стакан муки, стакан ликера Xérès, 4 стакана овощного бульона, свежий тимьян и шалфей, оливковое масло, соль».

Сперва всё начнётся благополучно, даже привычно: «Для начала вам необходимо разогреть в кастрюле 75 мл оливкового масла. В то время, пока масло будет нагреваться, вам нужно обвалять говядину в муке. Когда оба условия будут выполнены, можно обжарить говядину в разогретом масле до образования золотистой корочки. Конечно, не забудьте посолить, поперчить и добавить тимьян (без веток) и листья шалфея».

Но всё странное начнется потом, позже.

«В другой кастрюле начните разогревать два стакана обычного бульона, а позже добавьте к нему ликер. Когда бульон закипит, высыпите в кастрюлю тертый шоколад. После того, как он расплавится, добавьте оставшийся бульон и выложите мясо. Тушить мясо в шоколаде необходимо на среднем огне до готовности».

О господи.

Ну а Блок? Блок какое «кушанье»?

Блок – это, конечно, десерт «Павлова».

Хрусткая белая почти несладкая корочка, раскусил – зуб пополам: там в серединке кирпич, кусок кирпича. Ну или алмаз – нам-то какая разница? Всё равно зуб пополам.

Сидим, плачем – то ли над зубом, то ли над своей жизнью. Больно и сладко. «Ещё, ещё!» – говорим. «А зубы-то целые есть?» – спрашивают.

«Есть, есть, – отвечаем. – 31!»

«Ну вот тебе ещё одно стихотворение».

* * *

Приближается звук. И, покорна щемящему звуку,
Молодеет душа.
И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку,
Не дыша.

Снится – снова я мальчик и снова любовник,
И овраг, и бурьян,
И в бурьяне – колючий шиповник,
И вечерний туман.

Сквозь цветы, и листы, и колючие ветки, я знаю,
Старый дом глянет в сердце моё,
Глянет небо опять, розовея от краю до краю,
И окошко твоё.

Этот голос – он твой, и его непонятному звуку
Жизнь и горе отдам,
Хоть во сне твою прежнюю милую руку
Прижимая к губам.

(Александр Блок)

Но есть в русской поэзии и Доширак.

Сочно, нажористо, но, если много есть, доходит до смешного: лишний вес, тоска в глазах, на книжной полке – незамутнённая, как куриный искусственный бульон, Вера Инбер.

ПУШКИН ЖИВ

От бомбы дрогнули в окне
Стропила мирной комнатушки,
А человек стоял в окне,
А человек взывал: «Ко мне!
Тут книги у меня. Тут Пушкин!»

Ему кричали: «Выходи!»
Но книг оставить не хотел он,
И крепко прижимал к груди
Он томик полуобгорелый.

Когда ж произошёл обвал
И рухнул человек при этом,
То и тогда он прижимал
К груди создание поэта.

В больнице долго он, без сил,
Лежал, как мёртвый, на подушке.
И первое, что он спросил,
Придя в сознание: «А Пушкин?»

И голос друга, поспешив,
Ему ответил: «Пушкин жив».

(Вера Инбер)

В общем, Пушкин жив, а я как-то не очень.

Вот уже час дня, а я всё не могу встать. Нет сил. Одна злость и усталость.

Тётенька Вера Михайловна Инбер, можно я сегодня никуда не пойду?

Зима Марья Иванна, кажется, у меня воспаление хитрости.

Но всё-таки как-то встал. Набрался сил.

Иду из комнаты в кухню. В коридоре на полу вижу большую виноградину. Подбираю её со словами «ты-то что тут делаешь?», на ходу выбрасываю.
И только тут замечаю, что разговариваю с предметами.

Докатился.