Вопросы: Дмитрий Кравчук
Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях Денис Котов, основатель книжной сети «Буквоед» и Всероссийского фестиваля «Книжный Маяк Петербурга». Также Денис – член правления Российского книжного союза. Мой первый вопрос будет про «Манифест книжника». Расскажите, что это такое?
Здравствуйте, Дмитрий. Здравствуйте, дорогие друзья. Неожиданным, конечно, вопрос может показаться нашим зрителям. Что такое «Манифест книжника»? В 2017 году, в ноябре, когда проходил в Петербурге Международный культурный форум, у нас было пленарное заседание секции литературы и чтения «Великая книжная рЭволюция», через «э». И тогда мы впервые опубликовали документ, который называется «Манифест книжника». Прежде чем я о нем пару слов скажу, я должен объяснить, а кто такие книжники. Книжники, с нашей точки зрения, – это мы здесь присутствующие. Я думаю, подавляющее большинство наших зрителей – это те люди, которые не просто читают книги. Это те люди, которые создают, продвигают, распространяют книги и книжную культуру вокруг себя. Например, такие есть примеры книжников, как родители, которые хотят, чтобы их дети читали, и они, исходя из этого, выстраивают домашнюю библиотеку. Или еще пример. Есть такой человек Герман Греф, который пришел в «Сбербанк» и создал корпоративную библиотеку, корпоративную книжную культуру. Или же любой писатель, который продвигает свои книги. Или издатель, или любой библиотекарь. То есть это категория, охватывающая всех людей, которые работают с книгой, продвигают книгу и, можно сказать, занимаются книжным делом.
Отлично. И в чем заключается «Манифест книжника»?
Манифест состоит всего из 9 пунктов, я сейчас все не зачитаю. Один возьму, например, второй пункт «Манифеста книжника»: «12 книг в год – это культурный минимум для человека на пути саморазвития». В этом маленьком коротком пункте заложен ориентир или культурный санитарный минимум по чтению. Мы привыкли, что зубы надо чистить два раза в день утром и вечером. Как-то нас к этому приучили, поэтому мы саморегулируемся. Если все жители страны будут саморегулироваться относительно 12 книг в год, – кто-то будет меньше читать, кто-то больше читать, но так, чтобы в среднем было 12 книг – то, мне кажется, что и культурный уровень, и владение языком, и самостоятельное образное мышление в стране, обществе будет на достаточно высоком уровне. Но, в среднем, повыше, чем у нас сегодня, потому что сегодня в среднем в стране по исследованиям, читают по шесть-семь книг. В некоторых регионах может быть побольше, и стратегическая цель, например, фестиваля «Книжный маяк Петербурга», который был основан в Петербурге в 2020 году во время пандемии, – это как раз создать условия, чтобы 80% петербуржцев и россиян читали в среднем 12 книг в год или больше.
Кстати, расскажите про книжный фестиваль. Я сам присутствовал, конечно, очень значимое событие и для города, и вообще. Мне очень понравилось – очень ярко, очень культурно, литературно. Расскажите, как вы к этому пришли? Почему возникла эта идея, и что представляет собой «Книжный маяк» сейчас?
Если так вот немножко в себя мне углубиться, я сейчас осознал, прям вот в этом разговоре, что корнем формирования «Книжного маяка Петербурга» как фестиваля явился еще один пункт «Манифеста книжника», в котором написано, что каждый книжник отвечает за уровень чтения в своей стране и в своем окружении. Не уверен, что я наизусть помню этот пункт, но сам базовый принцип – ответственность всегда на книжнике. И когда в двадцатом году отменили по объективным обстоятельствам Международной культурной форум, в котором я занимался секцией литературы и чтения достаточно долго разного рода событийностью, я понял, что надо что-то делать. В 2020 году все книжники грустили, библиотеки и книжные магазины часть года не работали. Формирование нового фестиваля – это вдохновляющее действие, когда люди понимают, что надо жить дальше, надо жить в современных условиях, надо жить в форматах цифровых, гибридных форматах. Для того, чтобы, даже если вдруг ограничение пандемии, мы все равно проводили мероприятие. С тех пор с двадцатого года мы провели 5 фестивалей. Два раза в год мы проводим «Книжный маяк Петербурга»: один раз в октябре «Источник знаний и культуры», один раз – в феврале «Музыка смыслов». Стало понятно, что такого рода фестиваль, объединяющий библиотекарей, издателей и писателей, деятелей культуры, читателей, востребован. На последнем фестивале, который был в октябре, порядка 180 событий за три дня прошло, где-то 1300000 просмотров того материала, который был протранслирован по разным каналам. Потихонечку мы с помощью фестиваля «Книжный маяк Петербурга» объединяем книжников, научаем их каким-то медиакомпетенциям, сами научаемся, и все наши партнеры научаются, чтобы занять свое достойное место в медиа- и культурном поле с помощью современных технологий – онлайн-трансляции, записи, постпродакшена и так далее.
Фестиваль действительно грандиозный, такое большое количество событий. Я думаю, что ему нет равных. В чем главная идея? Как можно было бы сформулировать главную концепцию для всех его участников?
Цель я сформулировал стратегическую – 80% и 12 книг. Если вообще отбросить все остальные цели, то если в стране каждый житель запомнит эту цифру и применит к своей жизни, то я буду считать, что сверхзадача фестиваля реализовалась. Это долгий процесс, есть такая, не знаю, наука это или не наука – меметика, когда мемы так или иначе возникают в пространстве. Мы их запоминаем, и дальше они влияют на наше поведение. Второй смысл фестиваля: у нас в стране 36,5 тысяч библиотек. По сути, несколько сотен тысяч… Сотен тысяч точно, а на самом деле, может быть, и миллионов книжников. Я думаю, миллионов, конечно. И у этого сообщества огромного книжников, которые живут в разных индустриях, – библиотечной, книгоиздательской, распространительской, писательской, журналисткой, какой угодно, – у них нет своего общего культурного информационного поля в современных технологиях и нет своего праздника. Новый год – это наш общий праздник, 8 марта – это только части населения праздник. «Книжный Маяк» в данном случае Петербурга – это, по сути, соединение книг, как образа маяков, как навигаторов в пространстве, а Петербург – как культурная столица. Вот, три значимых бренда в своем сплаве создают новое явление. В принципе, соединить книгу с образом маяка, мне кажется, очень органично, потому что книга и есть маяк в океане инфошума. При этом мы говорим о достойных книгах, не будем сейчас обсуждать критерии достойных и недостойных. Каждый выбирает свою систему маяков, благодаря которой он движется в этом океане инфошума. И создание такого рода маячный службы из служителей маяков, которые в разных городах будут зажигать свои маяки, – такая сверхзадача перед фестивалем стоит. И в 2023 году мы как раз эту задачу хотим усилить и усугубить. Не только в Петербурге, но чтобы по всей стране зажигались маяки.
Дорогие друзья, сегодня у нас в гостях Денис Котов, основатель книжной сети «Буквоед» и Всероссийского фестиваля «Книжный Маяк Петербурга». Также Денис – член правления Российского книжного союза. Мой первый вопрос будет про «Манифест книжника». Расскажите, что это такое?
Здравствуйте, Дмитрий. Здравствуйте, дорогие друзья. Неожиданным, конечно, вопрос может показаться нашим зрителям. Что такое «Манифест книжника»? В 2017 году, в ноябре, когда проходил в Петербурге Международный культурный форум, у нас было пленарное заседание секции литературы и чтения «Великая книжная рЭволюция», через «э». И тогда мы впервые опубликовали документ, который называется «Манифест книжника». Прежде чем я о нем пару слов скажу, я должен объяснить, а кто такие книжники. Книжники, с нашей точки зрения, – это мы здесь присутствующие. Я думаю, подавляющее большинство наших зрителей – это те люди, которые не просто читают книги. Это те люди, которые создают, продвигают, распространяют книги и книжную культуру вокруг себя. Например, такие есть примеры книжников, как родители, которые хотят, чтобы их дети читали, и они, исходя из этого, выстраивают домашнюю библиотеку. Или еще пример. Есть такой человек Герман Греф, который пришел в «Сбербанк» и создал корпоративную библиотеку, корпоративную книжную культуру. Или же любой писатель, который продвигает свои книги. Или издатель, или любой библиотекарь. То есть это категория, охватывающая всех людей, которые работают с книгой, продвигают книгу и, можно сказать, занимаются книжным делом.
Отлично. И в чем заключается «Манифест книжника»?
Манифест состоит всего из 9 пунктов, я сейчас все не зачитаю. Один возьму, например, второй пункт «Манифеста книжника»: «12 книг в год – это культурный минимум для человека на пути саморазвития». В этом маленьком коротком пункте заложен ориентир или культурный санитарный минимум по чтению. Мы привыкли, что зубы надо чистить два раза в день утром и вечером. Как-то нас к этому приучили, поэтому мы саморегулируемся. Если все жители страны будут саморегулироваться относительно 12 книг в год, – кто-то будет меньше читать, кто-то больше читать, но так, чтобы в среднем было 12 книг – то, мне кажется, что и культурный уровень, и владение языком, и самостоятельное образное мышление в стране, обществе будет на достаточно высоком уровне. Но, в среднем, повыше, чем у нас сегодня, потому что сегодня в среднем в стране по исследованиям, читают по шесть-семь книг. В некоторых регионах может быть побольше, и стратегическая цель, например, фестиваля «Книжный маяк Петербурга», который был основан в Петербурге в 2020 году во время пандемии, – это как раз создать условия, чтобы 80% петербуржцев и россиян читали в среднем 12 книг в год или больше.
Кстати, расскажите про книжный фестиваль. Я сам присутствовал, конечно, очень значимое событие и для города, и вообще. Мне очень понравилось – очень ярко, очень культурно, литературно. Расскажите, как вы к этому пришли? Почему возникла эта идея, и что представляет собой «Книжный маяк» сейчас?
Если так вот немножко в себя мне углубиться, я сейчас осознал, прям вот в этом разговоре, что корнем формирования «Книжного маяка Петербурга» как фестиваля явился еще один пункт «Манифеста книжника», в котором написано, что каждый книжник отвечает за уровень чтения в своей стране и в своем окружении. Не уверен, что я наизусть помню этот пункт, но сам базовый принцип – ответственность всегда на книжнике. И когда в двадцатом году отменили по объективным обстоятельствам Международной культурной форум, в котором я занимался секцией литературы и чтения достаточно долго разного рода событийностью, я понял, что надо что-то делать. В 2020 году все книжники грустили, библиотеки и книжные магазины часть года не работали. Формирование нового фестиваля – это вдохновляющее действие, когда люди понимают, что надо жить дальше, надо жить в современных условиях, надо жить в форматах цифровых, гибридных форматах. Для того, чтобы, даже если вдруг ограничение пандемии, мы все равно проводили мероприятие. С тех пор с двадцатого года мы провели 5 фестивалей. Два раза в год мы проводим «Книжный маяк Петербурга»: один раз в октябре «Источник знаний и культуры», один раз – в феврале «Музыка смыслов». Стало понятно, что такого рода фестиваль, объединяющий библиотекарей, издателей и писателей, деятелей культуры, читателей, востребован. На последнем фестивале, который был в октябре, порядка 180 событий за три дня прошло, где-то 1300000 просмотров того материала, который был протранслирован по разным каналам. Потихонечку мы с помощью фестиваля «Книжный маяк Петербурга» объединяем книжников, научаем их каким-то медиакомпетенциям, сами научаемся, и все наши партнеры научаются, чтобы занять свое достойное место в медиа- и культурном поле с помощью современных технологий – онлайн-трансляции, записи, постпродакшена и так далее.
Фестиваль действительно грандиозный, такое большое количество событий. Я думаю, что ему нет равных. В чем главная идея? Как можно было бы сформулировать главную концепцию для всех его участников?
Цель я сформулировал стратегическую – 80% и 12 книг. Если вообще отбросить все остальные цели, то если в стране каждый житель запомнит эту цифру и применит к своей жизни, то я буду считать, что сверхзадача фестиваля реализовалась. Это долгий процесс, есть такая, не знаю, наука это или не наука – меметика, когда мемы так или иначе возникают в пространстве. Мы их запоминаем, и дальше они влияют на наше поведение. Второй смысл фестиваля: у нас в стране 36,5 тысяч библиотек. По сути, несколько сотен тысяч… Сотен тысяч точно, а на самом деле, может быть, и миллионов книжников. Я думаю, миллионов, конечно. И у этого сообщества огромного книжников, которые живут в разных индустриях, – библиотечной, книгоиздательской, распространительской, писательской, журналисткой, какой угодно, – у них нет своего общего культурного информационного поля в современных технологиях и нет своего праздника. Новый год – это наш общий праздник, 8 марта – это только части населения праздник. «Книжный Маяк» в данном случае Петербурга – это, по сути, соединение книг, как образа маяков, как навигаторов в пространстве, а Петербург – как культурная столица. Вот, три значимых бренда в своем сплаве создают новое явление. В принципе, соединить книгу с образом маяка, мне кажется, очень органично, потому что книга и есть маяк в океане инфошума. При этом мы говорим о достойных книгах, не будем сейчас обсуждать критерии достойных и недостойных. Каждый выбирает свою систему маяков, благодаря которой он движется в этом океане инфошума. И создание такого рода маячный службы из служителей маяков, которые в разных городах будут зажигать свои маяки, – такая сверхзадача перед фестивалем стоит. И в 2023 году мы как раз эту задачу хотим усилить и усугубить. Не только в Петербурге, но чтобы по всей стране зажигались маяки.
Я слышал про ваш проект «Поезд Москва–Владивосток», чтобы в каждом городе была остановка.
Только проект не «Москва–Владивосток», а «Санкт-Петербург–Владивосток».
Точно, очень правильное замечание. Конечно, у нас культурная столица – это Санкт-Петербург и, конечно, культурный поезд должен отправляться именно оттуда, посетив Москву как одну из точек, и все остальные города, я надеюсь те, которые будут проходить по маршруту его следования. Расскажите поподробнее, потому что мне кажется это очень интересным проектом, поскольку он вовлекает в себя всю страну. Потому мы все время говорим про столицу, мы говорим про Санкт-Петербург. Россия – это большая страна, огромная, и вот до Владивостока ехать целую неделю.
Целых две недели.
Целых две, особенно, если с остановками, если останавливаться в каждом городе.
Если ехать скучно, то неделю, если ехать весело, интересно – то две.
Да, и мне кажется очень интересной и важной идея – вовлечь в это движение всю страну. Расскажите, как вы планируете это сделать? В чём сверхзадача?
Перед рассказом о поезде надо объяснить вообще, как возник этот замысел. Возник он в следующей логике: мы разворачиваем «Книжный маяк Петербурга», общаемся с разными регионами, встречались и общались с Владивостоком, и глава города Владивосток предложил сделать «Книжный маяк Владивостока». Ну то есть и мы предложили этот формат. Он согласился, поделили даты с 18 по 20 августа 2023 года. Таким образом мы подумали, что мы первый региональный «Книжный маяк» сделаем во Владивостоке, соединив две морские и культурные столицы по краям нашей Родины. А потом мы с Анной и Сергеем Литвиновыми – это наши писатели – в кафе сидели, обсуждали, как будет интересно провести фестиваль во Владивостоке, и в разговоре возникла идея того, что надо же туда как-то попадать. И, собственно, возникла идея книжного поезда, которая дальше начала разворачиваться. Мы начали простраивать маршрут, поняли, что это все реально, начали встречаться с Российскими железными дорогами, с разными структурами, которые могут быть заинтересованы, с писателями. Задавали им вопросы и поняли, что это очень живая идея. По сути, речь идет об уникальном культурном паломничестве сквозь всю страну в течение двух недель, когда ты ночью спишь в отеле на колесах, – это поезд Российских железных дорог – а днем выходишь каждый день в новом городе. Сначала в Москве, потом в Нижнем Новгороде, потом в Казани, Екатеринбурге, Тюмени, Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите, Хабаровске, Владивостоке. В Биробиджан тоже заедем ненадолго. И вот я как человек, который ни разу не проезжал по этому пути, я понял, что это просто мечта, которую нужно срочно реализовать, прожить и собрать еще с собой 150 безумцев, которые будут готовы, не покладая глаз, языка, рук, смыслов, сеять по всей стране разумное, доброе, вечное. В том числе и книги с автографами писателей раздавая в библиотеках малых городов по пути следования. То есть поезд, по сути, это и метафора нашего жизненного пути, и реальное путешествие, паломничество, и уникальное приключение, которое в жизни, наверное, может произойти один раз, и сообщество, которое насыщено интересными людьми, с кем не скучно и с кем интересно, ценно проехать в течение двух недель. Понятно, не все будут ехать две недели. Кто-то проедет два-три города, будет какая-то ротация. Но мне кажется, что это идея соединить в нашей голове страну в единое целостное книжно-литературное пространство, это идея, которая гарантирует понимание, кто ты, где ты родился, понимание своей Родины и понимание тех людей, которые живут на всем протяжении твоей Родины.
Это, конечно, бесценный опыт. Я знаю, что такой опыт был в жизни некоторых крупных писателей. Он был у Горького, он был Солженицына, когда он ехал через всю страну, он был у Евтушенко.
У Чехова был самый мощный опыт, потому что – я не помню откуда тогда была железная дорога, и я боюсь ошибиться, но чуть ли не только до Новосибирска – и вот если вы просто посмотрите расстояние от Новосибирска до острова Сахалин и до Владивостока, где он тоже побывал, то на самом деле, любой писатель начинающий, начинайте с путешествия. Потому что это путешествие точно вас перепашет, и вы уже не останетесь прежним.
Я надеюсь, что современные поэты и писатели тоже смогут присоединиться к этому поезду. Как вы видите путь писателя? Каким образом поэт или писатель смог бы преобразовать себя? Может быть поработать над собой, почувствовав свою страну через ту метафору, ту концепцию, которую вы предлагаете и в фестивале «Книжный маяк», и в этом замечательном интересном новом проекте, поезде?
У человечества были разные интересные люди. Например, такой человек как Махатма Ганди сформулировал принцип: «Стань той переменной, которую ты хочешь увидеть в мире». Мне нравится этот принцип, он абсолютно рабочий. Когда ты себя ставишь в позицию ответственности за все происходящее и, соответственно, регулируешь свою деятельность в том направлении, благодаря которому ты бы хотел навести ту или иную красоту или тот или иной порядок в своей окружающей жизни. Я думаю, что любой автор, который хотел бы привнести для потомков, для современников какой-то смысл, красоту и порядок, конечно, должен не только писать. Он должен общаться, потому что, на самом деле, мне кажется, что наиболее… Не могу сказать, что наиболее настоящий, скорее наиболее важный автор – который сам по себе является книгой, общение с которым – это уже прочтение нескольких страниц. И если наши зрители, а я знаю, что среди них много и начинающих, и продолжающих, и состоявшихся авторов, и в поэтической, и в прозаической сфере. Вы будете общаться в библиотеках с читателями, на фестивалях, получать обратную связь. Самая нелюбимая обратная связь – «никто не пришел, а я тут собрался одарить всех своими смыслами». Значит, если такая обратная связь получается, если вас почему-то не выбрали на какие-то премии, не позвали в поезд или не включили в программу тех или иных событий – эти вопросы только к вам. Это вопросы постоянного качества звучания, постоянного свечения, потому что мы, управленцы – я вот себя отношу и к такой социальной роли – стараемся слышать тех, кто звучит, не фальшивит, звучит сильно, звучит ясно. И в первую очередь с этими звучащими людьми, которые составляют оркестр, создающий ораторию жизни, в первую очередь с этими людьми выстраивать композицию отношений. Как раз ту самую музыкальную композицию, благодаря которой зрители, слушатели, читатели получат эстетическое знание, духовное не только удовольствие, но и пользу, и ценность, и развитие как таковое.
В чем заключается сверхзадача и миссия писателя, поэта в вашей философской системе маяков?
Я не могу на себя взять ответственность, чтобы эту задачу поставить. Задачу поставил Александр Сергеевич Пушкин в произведении «Пророк»: «Глаголом жечь сердца людей». Еще есть другая формула: «Душа обязана трудиться». Если у писателя душа трудится, и он глаголом жжет сердца людей, если у него грешный язык вырван, то вполне все, что дальше строится из сердца, строится из чистого, ясного сознания, оно и будет ценно и для окружающих, и для потомков. Потому что шумных смыслоделов, которые создают абстракции с циклическими ссылками – такое есть в Exel, например, когда ошибочная формула – их очень много. И поскольку у нас сейчас нет ясных эталонов, то мы в этом шуме многое начинаем принимать за норму. Например, мат начинаем принимать за норму или какие-то иностранные слова, которые нарушают смысл. Забываем слово «лад» – ладить, забываем слово «ведание» – ведать. Забываем, те основы, из которых мы живем. Мы, я в данном случае говорю о русских людях, использующих русский язык и живущих в этом потоке. Это ни в коем случае не умоляет достоинства иных языков, иных народов. Просто, где родился, там и пригодился. Если ты пошел по поэтической или писательской стезе, то ты как композитор. Ты, как и композитор, и музыкант, должен, как говорится, «не лажать», то есть не создавать неточного исполнения.
Вы могли бы предложить некие критерии или свою систему ценностей и смыслов для того, чтобы у писателя или поэта были моральные, может быть, нравственные или художественные ориентиры в этом мире многоголосия, на котором строятся маяки?
Ни в коем случае я не могу. Во-первых, у нас президент Российской Федерации издал указ недавно, и там традиционные духовно-нравственные ценности сформулированы. Я думаю, что над этим документом работало много грамотных людей. Есть сонм авторов, писателей, великих классиков, которые создали свой канон между строк и в строках. Мне кажется, его вполне достаточно. В этом смысле русская культура защищена. Если ее не разрушать, то она с точки зрения ценностей абсолютно защищена Александром Сергеевичем, и Достоевским, и Толстым, и многими другими авторами. Но я могу, например, предложить какую-то технологию, которую я для себя как-то использовал: это развернуть глаза на 180 градусов и начать исследовать себя не абстрактно, начиная с мозга и продолжая в сторону сознания, своего интеллекта, своей личности, своих субличностей, то есть двигаясь к тому истоку, из которого ты здесь присутствуешь, из которого ты здесь творишь и сотворяешь эту реальность, эту действительность. И если это внутреннее движение, путешествие, исследование, разведка будут достаточно хорошо проделаны, глубинно осознанны, то обратно из истока, источника будет меньше шума, меньше гама, меньше бессмысленных смыслов и больше гармонии, больше точности.
Кстати, в этом ключе я хотел бы про вашу личную миссию спросить. Вы как создатель этих смыслов, вы как создатель большого фестиваля, как создатель многоголосия, как вы видите свою личную миссию? Что вас мотивирует? Куда вы стремитесь двигаться?
Не все мои миссии осознанны, поскольку у каждой роли есть свои миссии, у души есть своя судьба или замысел. Но такой замысел, который я совершенно спокойно озвучиваю на публике, потому что он уже проверен интеллектом, проверен верифицированным окружением. Это как раз создать условия, чтобы 80% россиян читали 12 книг в год. Я эту идею услышал, породил, осознал после рождения первого сына, когда стало понятно, что ему жить в нашей стране после окончания моей деятельности. И очень захотелось на 16 лет подарить ему читающую страну в этих вот параметрах. Далее практика показала, что моей квалификации управленческой не хватило. А то, что в следующем году как раз у него будет 16-летие, как раз я надеюсь на книжный поезд его тоже взять и показать ему хотя бы часть читающей страны, чтобы, соответственно, он осознал, в какую страну я с одной стороны его приглашаю, с другой стороны – вокруг него стараюсь сформировать. И я думаю, что все родители, которым хочется что-то подарить своим детям, могли бы в качестве такого некого общего группового подарка выбрать читающую страну. Потому что в читающей стране много самостоятельного образного мышления. У этих же самых детей очень хороший, высокий уровень владения русским языком. Не просто языком, но и смысловыми структурами, умением объяснить труднообъяснимое линейно, логично, метафорично, нелинейно, парадоксально различными совершенно способами. В читающей стране – это я сейчас рекламирую читающую страну, хотя уверен, что для нашей аудитории это не нужно, но поскольку я приглашаю нашу аудиторию к общему деланию, то я, собственно, и объясняю, зачем, – читающая страна словом начинает преобразовывать сначала психологическую, потом социальную, а потом и физическую реальность. В частности, «Книжный маяк Петербурга» – это как раз такая тренировочная площадка на предмете, на котором мы понимаем, что мы можем, а что мы не можем, на что у нас уже хватило квалификации, на что не хватило. Мы постоянно дискутируем на эту тему, но по факту телефон и медиапотребление 5-6 часов в среднем у человека в день, из них 9 минут – это чтение книги, соответственно, в таком дисбалансе нормального здоровья культурного не будет. Но я уверен, что мы близки к этому объединению, к сотворческому процессу и в качестве формы этого сотворческого процесса я, собственно, предлагаю не только «Книжный маяк Петербурга», но и Книжный маяк Владивостока, Ульяновска, Пензы, Новосибирска, Красноярска и других городов, где команда или дружина книжников уже достаточно состоялась и может взять на себя ту или иную ответственность. Мне кажется, что, если мы эту идею дружины книжников – не партии книжников, не движения книжников, не маленьких групп, бегающих по своим делам книжников, а именно дружины книжников, – которая отчасти состоит из книжных богатырей, стоящих на своей земле и охраняющих пределы ноосферы, в которой наши и русское слово, и смыслы и ценности имеют главное значение. И информационные, культурные вирусы туда не проникают благодаря этим книжным богатырям. Я сейчас привел некоторые такие полусказочные, полубылинные метафоры для того, чтобы те люди, которые чувствуют себя одним в поле воином, услышали, что нас достаточно много. У каждого есть свое пространство. Если мы друг друга будем слышать и действовать гармонично, соразмеренно и вместе, то у нас достаточно ресурсов для этого.
Насколько сейчас хорошо с чтением в России? В советское мы называли себя самой читающей страной, потом 90-е, потом какой-то провал, но ситуация стала выправляться, в том числе и благодаря вашей книготорговой сети «Буквоед» в Питере. Насколько вообще сейчас ситуация хороша с чтением стране? Насколько ее можно улучшить и надежно ли защищены наши культурные ценности для того, чтобы сохранить свой культурный код?
Поскольку я не могу только своим оценкам доверять, я постоянно слушаю оценки окружающих. В зависимости от аудитории я вижу, слышу следующие оценки: всё хорошо или все плохо – эти две оценки распределены по головам и сознаниям разных людей. Как правило, «все хорошо» говорят люди, в окружении которых читают книги. Они видят читающих людей, и у них складывается все хорошо. Люди, которые говорят «все плохо», наблюдают за статистикой и вокруг них мало читающих людей. По статистике средняя больничная температура по уровню чтения – это 6–7 книг в год. То есть, порядка 60% россиян читают 6-7 книг в год. Это из разных исследований скомпилированное мнение, моя фантазия на этот счет. Когда мы говорим о том, что с 60% поднять до 80%, а 80% – это в Советском Союзе было в конце 80-х годов уровень чтения. Я лично стремлюсь, как управленец, предложить всем такую культуру, что поднять до 12 книг в год – это достаточно сложная напряженная задача. Для человека, который ставит цели 80% и 12 книг год, – все плохо, потому что это не достигнуто. А для человека, у которого нет цели, – все хорошо, потому что в общем жизнь продолжается. В этом смысле управленцы – это самые грустные люди на Земле, потому что чаще всего у управленцев цели не достигаются или достигаются сложнее, дороже, с большей кровью, с большим потом. Поэтому мы грустим как управленцы. Но как творческие люди мы, конечно же, радуемся жизни, потому что любой урок нам ценен. Если резюмировать, то все по-разному от региона и по социальной группе. Но если мы посмотрим на молодежь и подростков, то мы увидим устройство некое (показывает телефон), как я уже сказал, 5-6 часов в день, и устройство (показывает книгу) 9 минут в день. Мы видим эти пропорции, и каждый наш зритель может сделать личный вывод: все хорошо, не все хорошо и что является здоровым состоянием. Если переходить на метафору медицинскую, можно сказать, что у нас общество сейчас заражено гиперцифрозом, магическими экранами, в которые ушло сознание. Дальше маркетологи и режиссеры поработали с этим сознанием, вернули обратно уже потребителя, который пошел в магазины, купил, что надо, денег не хватило, пошел на работу зарабатывать денег – времени нет на чтение книг. Либо мы возьмем писателей, которые формируют в вашем сознании уникальные миры, возможности владения фабрикой русского языка, умением донести свою мысль линейно, нелинейно, парадоксально, метафорически. И они дают вам право выбора, что использовать, как думать, что замысливать, какие нерукотворные памятники строить после себя – вот две индустрии, две группы лиц. В одном случае много денег, ресурсов, в другом – немного денег, ресурсов. Силы не равны. И единственная надежда только на мастерство книжников, писателей, библиотекарей. На то, что как мастера своего дела, эта группа лиц сможет гиперцифроз и недокнижие, которые дальше ведут к острой и хронической литературной недостаточности, привести к здоровому состоянию, когда человек понимает, кто он, откуда он, куда он, зачем он. Исходя из этого понимания себя, своего пути, своего истока и своего потенциала, чтобы он сотворял тот мир, в котором, он считает, должны жить его дети.
Среди нашей аудитории как раз много поэтов и писателей, которые занимаются сотворением своих миров. Но возникает другой вопрос: как продвинуть свою литературное творчество, поскольку их книги издаются, у них есть такая возможность, но донести до широкой читательской аудитории сейчас стало очень сложно. Ушли в Лету тиражи миллионные, даже десятитысячные, даже тысячные. Сейчас создаются книги тиражом 50-100 экземпляров. Вы как основатель самой главной Питерской книготорговой сети, что можете предложить или посоветовать?
У меня несколько примеров есть. Один из, наверное, самых ярких, о котором мечтают все писатели, такая истории успеха – это Александр Цыпкин, который вообще не был писателем. Он и сейчас себя не называет писателем, но он не публиковал свои книги, не писал. Он занимался информацией, PR-контуром, то есть работал с разными сложными информационными, коммуникационными, смысловыми задачами. Набрав квалификацию в этом деле, он вступил на скользкий путь написания книг. Ходил в «Буквоед», в «Дом книги» – никто о нем не знал. Какая-то аудитория у него всегда была, но она была просто сначала маленькая. Он ходил как на работу раз в какие-то периоды, в 2–3 месяца, встречался, аудитория потихонечку расширялась. Он чувствовал людей, создавал новые тексты, работал с именем своим, работал с формами, работал с партнерами, собирал медийных и партнеров из сферы культуры, которые тоже помогали ему выходить в это медийное поле. Он писал и пишет до сих пор достаточно большое количество текстов в Телеграм, там делится своими мыслями. Вообще, человек, у которого есть смыслы и мысли, не просто слова, а какие-то смыслы и мысли, он интересен.
Это прекрасный пример, когда человек сам себе литературный продюсер. Но ведь есть люди, которые просто пишут. Можем ли мы чем-то им помочь? Можем ли мы предложить какой-то путь, по которому они могут пойти, не будучи собственными менеджерами своего таланта, чтобы за них кто-то эту работу сделал и помог им?
Само собой. Здесь, я думаю, что подобного рода структуры, которые вы создали «Стихи.ру» и «Проза.ру», издательство, самиздат и прочее, Ridero сервис и прочее – это такой предвход для того, чтобы с тобой как-то случайно познакомились первые читатели шире твоего семейного круга.
Это вход куда? Что дальше?
После того как с тобой познакомились незнакомые люди и сказали: «Это хорошо», то следующий шаг, конечно, это издатели, продюсеры, которые хотят на ком-то хотя бы заработать денег.
Это коммерческая литература. А ведь большинство поэзии, например, это некоммерческая литература, ее нельзя продать. Как быть им?
Поэзия, согласен, очень сложная среда, и здесь мы видим, на самом деле, примеры поэтов, которые пишут песни или дают музыкантам свои тексты. Мы видим Сола Монову, которая выходит в художественные форматы.
Это тоже другие жанры. Песенный жанр, он определенный. Все-таки есть высокая поэзия, которая не ложится на музыку.
Мне не приходит ничего иного, кроме как выхода в публичное пространство с качественным продуктом. Если у тебя есть слово, если у тебя есть звук, если у тебя есть ясность мысли, то появившись в любом публичном месте, тебя либо начнут обнаруживать те самые продюсеры, которые хотят заработать, либо тебя обнаружат те люди, которые хотят тебя слушать с помощью твоих каналов связи. То есть в любом случае что-то произойдет. Если ты настолько велик и настолько незаметен, что, возможно, твоя популярность возрастет после твоей смерти, надо, значит, дождаться этого момента времени. То есть тут вряд ли ускорение повлечет что-нибудь. Точно нет формулы успеха. Единственная формула успеха – это посмотреть внутрь себя и разобраться, кто ты, куда, зачем и почему. Если ты хочешь поиграть в игру «я хочу заработать себе на жизнь и еще в идеале бы что-нибудь приобрести, хоть небольшую квартирку в Москве», то с этой иллюзией точно надо расставаться. Работать надо там, где ты можешь работать, и зарабатывать деньги для души, для своего творчества, посещать фестивали, мероприятия, то есть быть самодостаточным. Пример тому, опять же, есть. Вячеслав Лагунов, например, это чиновник, управленец, строитель, который много читал деловой литературы и начал первые книги писать, смысловые выжимки из деловой литературы. То есть воду, шум отсекать, а ключевые смыслы оставлять. И потихонечку он преобразился в автора и уже пишет собственные тексты. Это тоже примеры писателей, которые работают и пишут. Я из поэтической сейчас не возьму сферы, но Николай Стариков, он тоже когда-то начинал в своей исторической нише и одновременно работал, писал книги, самопродвигался. В общем, нужно просто жить активной жизнью, либо просто писать и знакомиться с издателями, обязательно качественные синопсисы делать своих произведений, потому что издатели смотрят в слова, в смыслы, в структуру, в ясность, в востребованность у целевой аудитории. Я точно не автор такой таблетки, которая от всех болезней для начинающего писателя.
На самом деле мы уже почти получили эту формулу. Если творчество может быть востребовано, и автор объясняет это издателю, издатель это понимает, он это издает и на этом зарабатывает. Так работает коммерческая литература. Но есть другие смыслы, когда человек хочет что-то сказать миру, когда он занимается поэтическим творчеством. И, возможно, у него нет коммерческого потенциала.
Есть мир меценатов еще, которые поддерживают авторов.
Автор хотел бы донести свое творчество до широкого круга читателей и для этого предназначены, собственно, наши литературные порталы «Стихи.ру» и «Проза.ру», но вы специалист по бумажным книгам. Мне очень нравится концепция чтения 12-ти книг в год. Как попасть в эти 12 книг нашим авторам, чтобы их книги действительно читали другие люди? Как попасть в эту струю и книжные магазины?
Я предложу еще такой бесструктурный подход: довериться жизни и при этом искать точки входа. Есть книга «Богатый папа, Бедный папа» Кийосаки. Прочитайте его, может быть, та формула, которую Кийосаки предложил для тех людей, которые настроены на бедную жизнь, может быть, вы, исходя из этой книги, либо линейно считаете, либо по аналогии поймете, что бедный никому не нужный писатель – это настройка вашего сознания. И, соответственно, почему я говорю про разворот глаз, потому что перенастройка собственного сознания – это не задача кого-то вокруг вас. Это задача ваша: из гадкого утенка в лебедя. Никто сверху не посыплет порошком. Поэтому инвестируйте время в осознание себя, потому что точно в вас есть нечеловеческий потенциал и нечеловеческие возможности. Но для того, чтобы к ним обратиться и сквозь себя пропустить эту энергию, этот пассионарный заряд, этот поток света и любви, смысла, который может сквозь вас пройти. Как еще одну метафору человека я иногда рассказываю, что мы как линза, и сквозь нас проходит свет. В зависимости от того, насколько мы мутные и насколько мы искривленные, этот свет дальше либо затухает, либо наоборот концентрируется и фокусируется. Если мы достаточно чистые и достаточно свою геометрию простроили, то этот свет может влиять на физическую реальность. Он может трансформировать физическую реальность. Для этого надо с собой как с линзой поработать. Поменьше мути, побольше ясности, погармоничнее и поточнее геометрию себя и пропускать свет без искажений.
Какой бы главный совет в заключении нашего интервью вы могли бы дать современным поэтам и писателям?
Дорогие писатели, поэты, люди, которые работают со словом, вглядывайтесь в себя хотя бы 5% времени, потому что именно в этом «себя» лежат ключевые вопросы и ключевые ответы. Вокруг нас есть много чего, что можно живописать. Нам не хватает глубины. Один шаг внутрь себя дает один шаг внутрь каждого человека, который тебя окружает. Если ты сделал 10 шагов, то тебя интересно слушать в любой художественной форме. А если ты еще владеешь языком и фабрику русского языка настраиваешь таким образом, чтобы продукция, которая из нее выходит, заслуживала благодарности. Это благодарность может быть финансовая, деньгами, или не финансовая. Я уверен, что в вашей жизни не будет недостатка. Желаю вам достатка в жизни и ясных смыслов.
Только проект не «Москва–Владивосток», а «Санкт-Петербург–Владивосток».
Точно, очень правильное замечание. Конечно, у нас культурная столица – это Санкт-Петербург и, конечно, культурный поезд должен отправляться именно оттуда, посетив Москву как одну из точек, и все остальные города, я надеюсь те, которые будут проходить по маршруту его следования. Расскажите поподробнее, потому что мне кажется это очень интересным проектом, поскольку он вовлекает в себя всю страну. Потому мы все время говорим про столицу, мы говорим про Санкт-Петербург. Россия – это большая страна, огромная, и вот до Владивостока ехать целую неделю.
Целых две недели.
Целых две, особенно, если с остановками, если останавливаться в каждом городе.
Если ехать скучно, то неделю, если ехать весело, интересно – то две.
Да, и мне кажется очень интересной и важной идея – вовлечь в это движение всю страну. Расскажите, как вы планируете это сделать? В чём сверхзадача?
Перед рассказом о поезде надо объяснить вообще, как возник этот замысел. Возник он в следующей логике: мы разворачиваем «Книжный маяк Петербурга», общаемся с разными регионами, встречались и общались с Владивостоком, и глава города Владивосток предложил сделать «Книжный маяк Владивостока». Ну то есть и мы предложили этот формат. Он согласился, поделили даты с 18 по 20 августа 2023 года. Таким образом мы подумали, что мы первый региональный «Книжный маяк» сделаем во Владивостоке, соединив две морские и культурные столицы по краям нашей Родины. А потом мы с Анной и Сергеем Литвиновыми – это наши писатели – в кафе сидели, обсуждали, как будет интересно провести фестиваль во Владивостоке, и в разговоре возникла идея того, что надо же туда как-то попадать. И, собственно, возникла идея книжного поезда, которая дальше начала разворачиваться. Мы начали простраивать маршрут, поняли, что это все реально, начали встречаться с Российскими железными дорогами, с разными структурами, которые могут быть заинтересованы, с писателями. Задавали им вопросы и поняли, что это очень живая идея. По сути, речь идет об уникальном культурном паломничестве сквозь всю страну в течение двух недель, когда ты ночью спишь в отеле на колесах, – это поезд Российских железных дорог – а днем выходишь каждый день в новом городе. Сначала в Москве, потом в Нижнем Новгороде, потом в Казани, Екатеринбурге, Тюмени, Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ, Чите, Хабаровске, Владивостоке. В Биробиджан тоже заедем ненадолго. И вот я как человек, который ни разу не проезжал по этому пути, я понял, что это просто мечта, которую нужно срочно реализовать, прожить и собрать еще с собой 150 безумцев, которые будут готовы, не покладая глаз, языка, рук, смыслов, сеять по всей стране разумное, доброе, вечное. В том числе и книги с автографами писателей раздавая в библиотеках малых городов по пути следования. То есть поезд, по сути, это и метафора нашего жизненного пути, и реальное путешествие, паломничество, и уникальное приключение, которое в жизни, наверное, может произойти один раз, и сообщество, которое насыщено интересными людьми, с кем не скучно и с кем интересно, ценно проехать в течение двух недель. Понятно, не все будут ехать две недели. Кто-то проедет два-три города, будет какая-то ротация. Но мне кажется, что это идея соединить в нашей голове страну в единое целостное книжно-литературное пространство, это идея, которая гарантирует понимание, кто ты, где ты родился, понимание своей Родины и понимание тех людей, которые живут на всем протяжении твоей Родины.
Это, конечно, бесценный опыт. Я знаю, что такой опыт был в жизни некоторых крупных писателей. Он был у Горького, он был Солженицына, когда он ехал через всю страну, он был у Евтушенко.
У Чехова был самый мощный опыт, потому что – я не помню откуда тогда была железная дорога, и я боюсь ошибиться, но чуть ли не только до Новосибирска – и вот если вы просто посмотрите расстояние от Новосибирска до острова Сахалин и до Владивостока, где он тоже побывал, то на самом деле, любой писатель начинающий, начинайте с путешествия. Потому что это путешествие точно вас перепашет, и вы уже не останетесь прежним.
Я надеюсь, что современные поэты и писатели тоже смогут присоединиться к этому поезду. Как вы видите путь писателя? Каким образом поэт или писатель смог бы преобразовать себя? Может быть поработать над собой, почувствовав свою страну через ту метафору, ту концепцию, которую вы предлагаете и в фестивале «Книжный маяк», и в этом замечательном интересном новом проекте, поезде?
У человечества были разные интересные люди. Например, такой человек как Махатма Ганди сформулировал принцип: «Стань той переменной, которую ты хочешь увидеть в мире». Мне нравится этот принцип, он абсолютно рабочий. Когда ты себя ставишь в позицию ответственности за все происходящее и, соответственно, регулируешь свою деятельность в том направлении, благодаря которому ты бы хотел навести ту или иную красоту или тот или иной порядок в своей окружающей жизни. Я думаю, что любой автор, который хотел бы привнести для потомков, для современников какой-то смысл, красоту и порядок, конечно, должен не только писать. Он должен общаться, потому что, на самом деле, мне кажется, что наиболее… Не могу сказать, что наиболее настоящий, скорее наиболее важный автор – который сам по себе является книгой, общение с которым – это уже прочтение нескольких страниц. И если наши зрители, а я знаю, что среди них много и начинающих, и продолжающих, и состоявшихся авторов, и в поэтической, и в прозаической сфере. Вы будете общаться в библиотеках с читателями, на фестивалях, получать обратную связь. Самая нелюбимая обратная связь – «никто не пришел, а я тут собрался одарить всех своими смыслами». Значит, если такая обратная связь получается, если вас почему-то не выбрали на какие-то премии, не позвали в поезд или не включили в программу тех или иных событий – эти вопросы только к вам. Это вопросы постоянного качества звучания, постоянного свечения, потому что мы, управленцы – я вот себя отношу и к такой социальной роли – стараемся слышать тех, кто звучит, не фальшивит, звучит сильно, звучит ясно. И в первую очередь с этими звучащими людьми, которые составляют оркестр, создающий ораторию жизни, в первую очередь с этими людьми выстраивать композицию отношений. Как раз ту самую музыкальную композицию, благодаря которой зрители, слушатели, читатели получат эстетическое знание, духовное не только удовольствие, но и пользу, и ценность, и развитие как таковое.
В чем заключается сверхзадача и миссия писателя, поэта в вашей философской системе маяков?
Я не могу на себя взять ответственность, чтобы эту задачу поставить. Задачу поставил Александр Сергеевич Пушкин в произведении «Пророк»: «Глаголом жечь сердца людей». Еще есть другая формула: «Душа обязана трудиться». Если у писателя душа трудится, и он глаголом жжет сердца людей, если у него грешный язык вырван, то вполне все, что дальше строится из сердца, строится из чистого, ясного сознания, оно и будет ценно и для окружающих, и для потомков. Потому что шумных смыслоделов, которые создают абстракции с циклическими ссылками – такое есть в Exel, например, когда ошибочная формула – их очень много. И поскольку у нас сейчас нет ясных эталонов, то мы в этом шуме многое начинаем принимать за норму. Например, мат начинаем принимать за норму или какие-то иностранные слова, которые нарушают смысл. Забываем слово «лад» – ладить, забываем слово «ведание» – ведать. Забываем, те основы, из которых мы живем. Мы, я в данном случае говорю о русских людях, использующих русский язык и живущих в этом потоке. Это ни в коем случае не умоляет достоинства иных языков, иных народов. Просто, где родился, там и пригодился. Если ты пошел по поэтической или писательской стезе, то ты как композитор. Ты, как и композитор, и музыкант, должен, как говорится, «не лажать», то есть не создавать неточного исполнения.
Вы могли бы предложить некие критерии или свою систему ценностей и смыслов для того, чтобы у писателя или поэта были моральные, может быть, нравственные или художественные ориентиры в этом мире многоголосия, на котором строятся маяки?
Ни в коем случае я не могу. Во-первых, у нас президент Российской Федерации издал указ недавно, и там традиционные духовно-нравственные ценности сформулированы. Я думаю, что над этим документом работало много грамотных людей. Есть сонм авторов, писателей, великих классиков, которые создали свой канон между строк и в строках. Мне кажется, его вполне достаточно. В этом смысле русская культура защищена. Если ее не разрушать, то она с точки зрения ценностей абсолютно защищена Александром Сергеевичем, и Достоевским, и Толстым, и многими другими авторами. Но я могу, например, предложить какую-то технологию, которую я для себя как-то использовал: это развернуть глаза на 180 градусов и начать исследовать себя не абстрактно, начиная с мозга и продолжая в сторону сознания, своего интеллекта, своей личности, своих субличностей, то есть двигаясь к тому истоку, из которого ты здесь присутствуешь, из которого ты здесь творишь и сотворяешь эту реальность, эту действительность. И если это внутреннее движение, путешествие, исследование, разведка будут достаточно хорошо проделаны, глубинно осознанны, то обратно из истока, источника будет меньше шума, меньше гама, меньше бессмысленных смыслов и больше гармонии, больше точности.
Кстати, в этом ключе я хотел бы про вашу личную миссию спросить. Вы как создатель этих смыслов, вы как создатель большого фестиваля, как создатель многоголосия, как вы видите свою личную миссию? Что вас мотивирует? Куда вы стремитесь двигаться?
Не все мои миссии осознанны, поскольку у каждой роли есть свои миссии, у души есть своя судьба или замысел. Но такой замысел, который я совершенно спокойно озвучиваю на публике, потому что он уже проверен интеллектом, проверен верифицированным окружением. Это как раз создать условия, чтобы 80% россиян читали 12 книг в год. Я эту идею услышал, породил, осознал после рождения первого сына, когда стало понятно, что ему жить в нашей стране после окончания моей деятельности. И очень захотелось на 16 лет подарить ему читающую страну в этих вот параметрах. Далее практика показала, что моей квалификации управленческой не хватило. А то, что в следующем году как раз у него будет 16-летие, как раз я надеюсь на книжный поезд его тоже взять и показать ему хотя бы часть читающей страны, чтобы, соответственно, он осознал, в какую страну я с одной стороны его приглашаю, с другой стороны – вокруг него стараюсь сформировать. И я думаю, что все родители, которым хочется что-то подарить своим детям, могли бы в качестве такого некого общего группового подарка выбрать читающую страну. Потому что в читающей стране много самостоятельного образного мышления. У этих же самых детей очень хороший, высокий уровень владения русским языком. Не просто языком, но и смысловыми структурами, умением объяснить труднообъяснимое линейно, логично, метафорично, нелинейно, парадоксально различными совершенно способами. В читающей стране – это я сейчас рекламирую читающую страну, хотя уверен, что для нашей аудитории это не нужно, но поскольку я приглашаю нашу аудиторию к общему деланию, то я, собственно, и объясняю, зачем, – читающая страна словом начинает преобразовывать сначала психологическую, потом социальную, а потом и физическую реальность. В частности, «Книжный маяк Петербурга» – это как раз такая тренировочная площадка на предмете, на котором мы понимаем, что мы можем, а что мы не можем, на что у нас уже хватило квалификации, на что не хватило. Мы постоянно дискутируем на эту тему, но по факту телефон и медиапотребление 5-6 часов в среднем у человека в день, из них 9 минут – это чтение книги, соответственно, в таком дисбалансе нормального здоровья культурного не будет. Но я уверен, что мы близки к этому объединению, к сотворческому процессу и в качестве формы этого сотворческого процесса я, собственно, предлагаю не только «Книжный маяк Петербурга», но и Книжный маяк Владивостока, Ульяновска, Пензы, Новосибирска, Красноярска и других городов, где команда или дружина книжников уже достаточно состоялась и может взять на себя ту или иную ответственность. Мне кажется, что, если мы эту идею дружины книжников – не партии книжников, не движения книжников, не маленьких групп, бегающих по своим делам книжников, а именно дружины книжников, – которая отчасти состоит из книжных богатырей, стоящих на своей земле и охраняющих пределы ноосферы, в которой наши и русское слово, и смыслы и ценности имеют главное значение. И информационные, культурные вирусы туда не проникают благодаря этим книжным богатырям. Я сейчас привел некоторые такие полусказочные, полубылинные метафоры для того, чтобы те люди, которые чувствуют себя одним в поле воином, услышали, что нас достаточно много. У каждого есть свое пространство. Если мы друг друга будем слышать и действовать гармонично, соразмеренно и вместе, то у нас достаточно ресурсов для этого.
Насколько сейчас хорошо с чтением в России? В советское мы называли себя самой читающей страной, потом 90-е, потом какой-то провал, но ситуация стала выправляться, в том числе и благодаря вашей книготорговой сети «Буквоед» в Питере. Насколько вообще сейчас ситуация хороша с чтением стране? Насколько ее можно улучшить и надежно ли защищены наши культурные ценности для того, чтобы сохранить свой культурный код?
Поскольку я не могу только своим оценкам доверять, я постоянно слушаю оценки окружающих. В зависимости от аудитории я вижу, слышу следующие оценки: всё хорошо или все плохо – эти две оценки распределены по головам и сознаниям разных людей. Как правило, «все хорошо» говорят люди, в окружении которых читают книги. Они видят читающих людей, и у них складывается все хорошо. Люди, которые говорят «все плохо», наблюдают за статистикой и вокруг них мало читающих людей. По статистике средняя больничная температура по уровню чтения – это 6–7 книг в год. То есть, порядка 60% россиян читают 6-7 книг в год. Это из разных исследований скомпилированное мнение, моя фантазия на этот счет. Когда мы говорим о том, что с 60% поднять до 80%, а 80% – это в Советском Союзе было в конце 80-х годов уровень чтения. Я лично стремлюсь, как управленец, предложить всем такую культуру, что поднять до 12 книг в год – это достаточно сложная напряженная задача. Для человека, который ставит цели 80% и 12 книг год, – все плохо, потому что это не достигнуто. А для человека, у которого нет цели, – все хорошо, потому что в общем жизнь продолжается. В этом смысле управленцы – это самые грустные люди на Земле, потому что чаще всего у управленцев цели не достигаются или достигаются сложнее, дороже, с большей кровью, с большим потом. Поэтому мы грустим как управленцы. Но как творческие люди мы, конечно же, радуемся жизни, потому что любой урок нам ценен. Если резюмировать, то все по-разному от региона и по социальной группе. Но если мы посмотрим на молодежь и подростков, то мы увидим устройство некое (показывает телефон), как я уже сказал, 5-6 часов в день, и устройство (показывает книгу) 9 минут в день. Мы видим эти пропорции, и каждый наш зритель может сделать личный вывод: все хорошо, не все хорошо и что является здоровым состоянием. Если переходить на метафору медицинскую, можно сказать, что у нас общество сейчас заражено гиперцифрозом, магическими экранами, в которые ушло сознание. Дальше маркетологи и режиссеры поработали с этим сознанием, вернули обратно уже потребителя, который пошел в магазины, купил, что надо, денег не хватило, пошел на работу зарабатывать денег – времени нет на чтение книг. Либо мы возьмем писателей, которые формируют в вашем сознании уникальные миры, возможности владения фабрикой русского языка, умением донести свою мысль линейно, нелинейно, парадоксально, метафорически. И они дают вам право выбора, что использовать, как думать, что замысливать, какие нерукотворные памятники строить после себя – вот две индустрии, две группы лиц. В одном случае много денег, ресурсов, в другом – немного денег, ресурсов. Силы не равны. И единственная надежда только на мастерство книжников, писателей, библиотекарей. На то, что как мастера своего дела, эта группа лиц сможет гиперцифроз и недокнижие, которые дальше ведут к острой и хронической литературной недостаточности, привести к здоровому состоянию, когда человек понимает, кто он, откуда он, куда он, зачем он. Исходя из этого понимания себя, своего пути, своего истока и своего потенциала, чтобы он сотворял тот мир, в котором, он считает, должны жить его дети.
Среди нашей аудитории как раз много поэтов и писателей, которые занимаются сотворением своих миров. Но возникает другой вопрос: как продвинуть свою литературное творчество, поскольку их книги издаются, у них есть такая возможность, но донести до широкой читательской аудитории сейчас стало очень сложно. Ушли в Лету тиражи миллионные, даже десятитысячные, даже тысячные. Сейчас создаются книги тиражом 50-100 экземпляров. Вы как основатель самой главной Питерской книготорговой сети, что можете предложить или посоветовать?
У меня несколько примеров есть. Один из, наверное, самых ярких, о котором мечтают все писатели, такая истории успеха – это Александр Цыпкин, который вообще не был писателем. Он и сейчас себя не называет писателем, но он не публиковал свои книги, не писал. Он занимался информацией, PR-контуром, то есть работал с разными сложными информационными, коммуникационными, смысловыми задачами. Набрав квалификацию в этом деле, он вступил на скользкий путь написания книг. Ходил в «Буквоед», в «Дом книги» – никто о нем не знал. Какая-то аудитория у него всегда была, но она была просто сначала маленькая. Он ходил как на работу раз в какие-то периоды, в 2–3 месяца, встречался, аудитория потихонечку расширялась. Он чувствовал людей, создавал новые тексты, работал с именем своим, работал с формами, работал с партнерами, собирал медийных и партнеров из сферы культуры, которые тоже помогали ему выходить в это медийное поле. Он писал и пишет до сих пор достаточно большое количество текстов в Телеграм, там делится своими мыслями. Вообще, человек, у которого есть смыслы и мысли, не просто слова, а какие-то смыслы и мысли, он интересен.
Это прекрасный пример, когда человек сам себе литературный продюсер. Но ведь есть люди, которые просто пишут. Можем ли мы чем-то им помочь? Можем ли мы предложить какой-то путь, по которому они могут пойти, не будучи собственными менеджерами своего таланта, чтобы за них кто-то эту работу сделал и помог им?
Само собой. Здесь, я думаю, что подобного рода структуры, которые вы создали «Стихи.ру» и «Проза.ру», издательство, самиздат и прочее, Ridero сервис и прочее – это такой предвход для того, чтобы с тобой как-то случайно познакомились первые читатели шире твоего семейного круга.
Это вход куда? Что дальше?
После того как с тобой познакомились незнакомые люди и сказали: «Это хорошо», то следующий шаг, конечно, это издатели, продюсеры, которые хотят на ком-то хотя бы заработать денег.
Это коммерческая литература. А ведь большинство поэзии, например, это некоммерческая литература, ее нельзя продать. Как быть им?
Поэзия, согласен, очень сложная среда, и здесь мы видим, на самом деле, примеры поэтов, которые пишут песни или дают музыкантам свои тексты. Мы видим Сола Монову, которая выходит в художественные форматы.
Это тоже другие жанры. Песенный жанр, он определенный. Все-таки есть высокая поэзия, которая не ложится на музыку.
Мне не приходит ничего иного, кроме как выхода в публичное пространство с качественным продуктом. Если у тебя есть слово, если у тебя есть звук, если у тебя есть ясность мысли, то появившись в любом публичном месте, тебя либо начнут обнаруживать те самые продюсеры, которые хотят заработать, либо тебя обнаружат те люди, которые хотят тебя слушать с помощью твоих каналов связи. То есть в любом случае что-то произойдет. Если ты настолько велик и настолько незаметен, что, возможно, твоя популярность возрастет после твоей смерти, надо, значит, дождаться этого момента времени. То есть тут вряд ли ускорение повлечет что-нибудь. Точно нет формулы успеха. Единственная формула успеха – это посмотреть внутрь себя и разобраться, кто ты, куда, зачем и почему. Если ты хочешь поиграть в игру «я хочу заработать себе на жизнь и еще в идеале бы что-нибудь приобрести, хоть небольшую квартирку в Москве», то с этой иллюзией точно надо расставаться. Работать надо там, где ты можешь работать, и зарабатывать деньги для души, для своего творчества, посещать фестивали, мероприятия, то есть быть самодостаточным. Пример тому, опять же, есть. Вячеслав Лагунов, например, это чиновник, управленец, строитель, который много читал деловой литературы и начал первые книги писать, смысловые выжимки из деловой литературы. То есть воду, шум отсекать, а ключевые смыслы оставлять. И потихонечку он преобразился в автора и уже пишет собственные тексты. Это тоже примеры писателей, которые работают и пишут. Я из поэтической сейчас не возьму сферы, но Николай Стариков, он тоже когда-то начинал в своей исторической нише и одновременно работал, писал книги, самопродвигался. В общем, нужно просто жить активной жизнью, либо просто писать и знакомиться с издателями, обязательно качественные синопсисы делать своих произведений, потому что издатели смотрят в слова, в смыслы, в структуру, в ясность, в востребованность у целевой аудитории. Я точно не автор такой таблетки, которая от всех болезней для начинающего писателя.
На самом деле мы уже почти получили эту формулу. Если творчество может быть востребовано, и автор объясняет это издателю, издатель это понимает, он это издает и на этом зарабатывает. Так работает коммерческая литература. Но есть другие смыслы, когда человек хочет что-то сказать миру, когда он занимается поэтическим творчеством. И, возможно, у него нет коммерческого потенциала.
Есть мир меценатов еще, которые поддерживают авторов.
Автор хотел бы донести свое творчество до широкого круга читателей и для этого предназначены, собственно, наши литературные порталы «Стихи.ру» и «Проза.ру», но вы специалист по бумажным книгам. Мне очень нравится концепция чтения 12-ти книг в год. Как попасть в эти 12 книг нашим авторам, чтобы их книги действительно читали другие люди? Как попасть в эту струю и книжные магазины?
Я предложу еще такой бесструктурный подход: довериться жизни и при этом искать точки входа. Есть книга «Богатый папа, Бедный папа» Кийосаки. Прочитайте его, может быть, та формула, которую Кийосаки предложил для тех людей, которые настроены на бедную жизнь, может быть, вы, исходя из этой книги, либо линейно считаете, либо по аналогии поймете, что бедный никому не нужный писатель – это настройка вашего сознания. И, соответственно, почему я говорю про разворот глаз, потому что перенастройка собственного сознания – это не задача кого-то вокруг вас. Это задача ваша: из гадкого утенка в лебедя. Никто сверху не посыплет порошком. Поэтому инвестируйте время в осознание себя, потому что точно в вас есть нечеловеческий потенциал и нечеловеческие возможности. Но для того, чтобы к ним обратиться и сквозь себя пропустить эту энергию, этот пассионарный заряд, этот поток света и любви, смысла, который может сквозь вас пройти. Как еще одну метафору человека я иногда рассказываю, что мы как линза, и сквозь нас проходит свет. В зависимости от того, насколько мы мутные и насколько мы искривленные, этот свет дальше либо затухает, либо наоборот концентрируется и фокусируется. Если мы достаточно чистые и достаточно свою геометрию простроили, то этот свет может влиять на физическую реальность. Он может трансформировать физическую реальность. Для этого надо с собой как с линзой поработать. Поменьше мути, побольше ясности, погармоничнее и поточнее геометрию себя и пропускать свет без искажений.
Какой бы главный совет в заключении нашего интервью вы могли бы дать современным поэтам и писателям?
Дорогие писатели, поэты, люди, которые работают со словом, вглядывайтесь в себя хотя бы 5% времени, потому что именно в этом «себя» лежат ключевые вопросы и ключевые ответы. Вокруг нас есть много чего, что можно живописать. Нам не хватает глубины. Один шаг внутрь себя дает один шаг внутрь каждого человека, который тебя окружает. Если ты сделал 10 шагов, то тебя интересно слушать в любой художественной форме. А если ты еще владеешь языком и фабрику русского языка настраиваешь таким образом, чтобы продукция, которая из нее выходит, заслуживала благодарности. Это благодарность может быть финансовая, деньгами, или не финансовая. Я уверен, что в вашей жизни не будет недостатка. Желаю вам достатка в жизни и ясных смыслов.