To main content
Современная литература

Уйти. Остаться. Жить


Уйти. Остаться. Жить
Проект «Уйти. Остаться. Жить» возник из литературных чтений «Они ушли. Они остались», основанных поэтом и литературным критиком Борисом Кутенковым и культуртрегером, журналистом Ириной Медведевой в 2012 году. Идея заключалась в том, чтобы организовать чтения памяти поэтов, ушедших молодыми. В 2016 году вышел в свет первый печатный том антологии под названием «Уйти. Остаться. Жить», включившей в себя поэтов, ушедших в течение трех постсоветских десятилетий, и сразу стал заметным литературоведческим явлением, отразившимся на современной картине интертекстов и иерархий. Как отметила поэт и литературный критик Марина Кудимова в рецензии на первый том, «я пытаюсь вообразить ощущения составителей антологии, которые неизбежно перегнали через себя каждую судьбу».
В 2019 году антология была продолжена обращением к именам поэтов 70-х и 80-х годов XX века. Это единственный в нашей стране полновесный проект, возвращающий в поле культурного внимания забытые имена и открывающий имена, по определению критика Константина Комарова, «невспомненные». Как говорят кураторы проекта Борис Кутенков, Елена Семенова и Николай Милешкин, главная задача – сделать слишком рано ушедших поэтов частью истории литературы и скоординировать филологически адекватные способы их прочтения. Многие из стихов, представленных в антологии, трагические, говорящие о смерти и даже предсказывающие ее. Но нынешний формат антологии уже преодолел концептуальные рамки, связанные с деталями возраста и раннего ухода.

Теперь «Уйти. Остаться. Жить» – постоянная рубрика на Совлите. Статья о каждом поэте сопровождается предисловием одного из кураторов проекта, Елены Семёновой, и критика, заместителя главного редактора журнала «Крещатик» Елены Мордовиной. Впереди много подборок, которые мы просто обязаны прочитать, чтобы не погрязнуть в забвении – одной из самых губительных тенденций нашего времени, и ответить благодарностью ушедшим поэтам, возвращающимся в наше культурное настоящее.
  • Михаил Соковнин: «Вода как смерть над берегами…»
    Василий Геронимус о поэте конкретисте, вышедшем из Лианозовской школы
  • Александр Немировский: «Плакать светлыми цветами…»
    Василий Геронимус о поэте, нашедшем окно в небо
  • Андрей Сазонов: «Я не такой, я нездешний, я вешний»
    Ольга Аникина о северодвинском поэте, писавшем на краю экзистенции
  • Сергей Морозов: «Где звёздный луч в сырой земле гостит»
    Елена Семёнова о парадоксальном поэте советского андерграунда
  • Игорь Давлетшин: «высокогорное время и сердце»
    Ольга Балла о поэте и литературтрегере, важнейшем для сибирской культуры
  • Марк Рихтерман: «Моя палата мер, весов»
    Елена Семёнова о «крестном пути» поэта из круга Арсения Тарковского, рано ушедшего из жизни
  • Борис Рыжий: «Элегия Эле»
    Максим Палкин о рецептивном цикле стихотворений уральского поэта
  • Алексей Колчев: «Выход из-под власти»
    Ольга Балла-Гертман о рязанском поэте, скончавшемся от диабета в 2014 году
  • Николай Данелия: «Дистиллированные прятки»
    Елена Семёнова о поэте – экспериментаторе со страшным опытом самопознания
  • Александр Пурыгин: «Я видел жизнь вещей…»
    Георгий Квантришвили о поэте самарского андерграунда, погибшего в Москве