В Москве в культурном центре «Зотов» открылась выставка «Мем. Маяковский Медиа». Она посвящена «Окнам РОСТА» – явлению авангардного искусства и наследию поэта. В экспозиции представлены более сотни плакатов, живопись, графика, аудиофрагменты стихов и многое другое. Выставка продлится до 20 октября.
«Окна РОСТА» появились во время Гражданской войны. Это были агитационные и злободневные плакаты, которые с юмором и на простом языке рассказывали новости или служили социальной рекламой. Листовки на злобу дня размещались в пустующих витринах. Отсюда слово «окна» в названии. Большая часть этих плакатов была создана Владимиром Маяковским. Он придумывал запоминающиеся образы, поднимал актуальные темы и взаимодействовал с аудиторией через игру и юмор.
На выставке «Мем. Маяковский Медиа» представлены подлинные плакаты, скульптуры, фотографии, книги, газеты, лубки, фрагменты кино и спектаклей. Всего в экспозиции более 170 артефактов. Они хранятся в 14 музеях и личных коллекциях.
Кураторы проекта сравнили плакатное творчество с современными мемами:
«Окна РОСТА» появились во время Гражданской войны. Это были агитационные и злободневные плакаты, которые с юмором и на простом языке рассказывали новости или служили социальной рекламой. Листовки на злобу дня размещались в пустующих витринах. Отсюда слово «окна» в названии. Большая часть этих плакатов была создана Владимиром Маяковским. Он придумывал запоминающиеся образы, поднимал актуальные темы и взаимодействовал с аудиторией через игру и юмор.
На выставке «Мем. Маяковский Медиа» представлены подлинные плакаты, скульптуры, фотографии, книги, газеты, лубки, фрагменты кино и спектаклей. Всего в экспозиции более 170 артефактов. Они хранятся в 14 музеях и личных коллекциях.
Кураторы проекта сравнили плакатное творчество с современными мемами:
«Сегодня "Окна" можно интерпретировать как художественное пространство мемов, глубоко связанных с народным сознанием. Плакаты создавались и работали по законам современных нам массмедиа и включали приемы влияния на восприятие зрителя: яркие запоминающиеся образы, актуальные темы, понятный язык, взаимодействие через игру и юмор. В этом виде творчества Владимир Маяковский ярко реализовал роль художника нового времени – генератора креативных идей, автора и продюсера. Поэт создавал "мемы" – новый понятный и простой язык, разъясняющий стремительно меняющийся мир – а затем сам превратился в фигуру-мем, миф советской идеологии и символический образ постмодернизма».
Выставка поделена на пять тематических разделов: «Образ», «Метод», «Окна РОСТА», «Миф» и «Клуб друзей Маяковского». В одной из локаций можно узнать о поэте от первого лица и увидеть его глазами современников через фотографии, шаржи, записки, тексты о себе. Отдельное пространство посвящено тому, как создавались агитационные плакаты. Выставку дополняет инсталляция «мем-лаборатория», где любой желающий может создать свое «окно».