Невозможно устоять перед запахом базилика. Не того, сушеного, а настоящего – живого, фиолетового.
Шел мимо полок магазина, вдруг чувствую – запах. Он. Стоит в горшочке, легком, как чья-то жизнь, пластмассовом, как чьи-то страсти, пахнет. Ни кинза, ни укроп, ни сиволапая петрушка – никто с ним не сравнится.
Купил. Нес в полиэтиленовом пакете (в свальном грехе там смешались авокадо, он, сиреневый, пошлые помидоры, тупые яблоки, восторженная творожная ерунда: «сыр творожный», то есть, и не сыр никакой, не творог, так, самозванец) – он царил над всем. Принес домой – поставил, он стоит, как царевич. Съешь меня, съешь.
Съел. Ни вкуса, ни смысла, один запах. Ни любовь, ни бог, так, приправа. Сущая ерунда.
А помидор откусил – он большой, он тяжелый, родной, родимый. Он – свой. С ним и в Сибирь можно и Америку открывать. Наваришь борща или к рыбе. Красота.
Из чего я и делаю вывод, что всё, что нас манит и дразнит, – всё майя. А жизнь, она как осень, как говяжьи сосиски. Требует основы и надежности.
*** Когда я ем Я глух И нем к протестам совести И к воплощенью красоты приближен И должен быть за это награжден. Когда доел - Подавлен и унижен Мне бремя тела тяжело нести И я в тисках грозящей стопудовости Своим стыдом к дивану пригвожден.
Это стихи Анны Русс.
Про нее пишут, что она как детский сперва поэт приучена к дисциплине (дети долго читать всякую сложную муть не будут, отвлеклись – и побежали за бабочкой или лизать снег). Поэтому и во взрослых своих стихах она нас берет за шкирку. ««Взрослая» поэзия Анны Русс может поначалу показаться «не свободной». Однако, как представляется, это и есть та самая «свобода как познанная необходимость», высокий класс «игры в бисер»».
Лучше таких, как я, принимать наружно, Не допуская внутрь. Как детский тальк или йод. Мне ж от тебя вообще ничего не нужно. Все, что мне нужно, бог мне и так дает. Солнышко греет, почва меня питает, К телу рубашки, к чаю достаточно сухаря. Да, и еще, Под воротник загляни. Пуговки не хватает? Знай — если что, то это я ее срезала втихаря.
Пуговки всегда не хватает. Всегда не хватает одной пуговки для счастья. Или до счастья.
А вот пишет Евгений Никитин (у него есть совершенно потрясающее стихотворение «О счастье»).
Если бы я снимал кино, там тоже был бы огромный скелет. Но не левиафана. Мой собственный скелет на берегу Яузы, у прогнивших мостов, у каменных шашлычных столов, похожих на алтари. Я бы смотрел на ландшафт, просвечивающий сквозь белые ребра и гигантские роговые очки без стекол, и думал: почему у меня нет дома? Мой дом отнял бы не чиновник, не батюшка, а собственные родители. Папа передал бы все второй жене, мама продала бы квартиру, уехала из страны. А я, то есть персонаж фильма, жил бы в съемном жилье с дырявыми стенами, с ванной, где монтажной пеной заделаны трещины, ведущие прямо к соседям, с тараканами, выползающими по ночам на свои литературные пирушки посреди убогой кухни, со стеллажами, полными советских пластинок, со старым матрасом, занимающим остаток жилплощади. Из окна я бы видел Медведково, ровные, одинаковые дома, безысходные, как духовные скрепы. У меня были бы жена и дочь. Я бы заботился о них и, по сути, был бы совершенно счастлив. Это был бы фильм о счастье.
Все говорят: «современные поэты не умеют писать о счастье, да и вообще поэты не умеют о счастье писать». Ну посмотрите же – вот же стихотворение именно про счастье. Просто оно не ваше. Вам трудно представить самих себя, уверенных, что ваше счастье – это всего лишь ваш собственный скелет на берегу Яузы (или где там еще) у прогнивших мостов, у каменных шашлычных столов, похожих на алтари. И тем не менее, возможно, счастье это именно когда так.
... В записях Юлии Пятницкой «Дневник жены большевика» было, под одной датой помеченной 1937-ым годом: «Я выяснила, что горе имеет какой-то запах, от меня и от Игоря одинаково пахнет, хотя я ванну принимаю каждый день, от волос и от тела. Вчера я даже подушила комнату, но пришла бабушка с папиросой гладить рваные наволочки для дедушки, который принимал ванну. Игорь гладил ему простыни».
Если горе имеет запах, то и счастье имеет запах.
Максим Жегалин:
Вот один человек приходит, Или сам берёшь и приходишь, И стоишь, и думаешь – вроде Тот, а может – не тот. Но однажды приходит природа, Точная как математика, Угаданные в секунду – Кожа, запах, живот.
Угаданное знание, что вот он, твой человек. И ведь это действительно так. Мы опознаем друг друга по запаху.
Или вот у Евгения Горона:
Будто лев, Цирковой и косматый, Что чует свободу Меж прутьями, Стоя в клетке, Вынюхивал Верхние ноты, Тонкие запахи: Мяту, Корицу, Плющ. Каждый звук В этой черной, И синей, И серой, И сущей, Что после сгорит в кармин, В еще одну горькую астру Угрюмого дня, — Принимал За свидетельство, Знак Твоего Присутствия.
Нам тут важна эта тема только – запаха. Верхняя нота, сердцевина запаха, шлейф.
Верхние ноты аромата – это первый аккорд, это воздух, это первое впечатление. Но они летучи, не вечны. Раз – и испарились. Молекулярная структура, ах, какая же ты дура: ударила в нос, унеслась, исчезла. Читаю тут на одном парфюмерном сайте (о, мой базилик, тебя не съесть, не присвоить, только понюхать): «Верхние нотки околдовывают ощущением новизны, они оставляют первый отклик, дают шанс духам или наоборот портят репутацию. Помните, как часто вы пробовали аромат только для того, чтобы сразу его забыть. А причина крылась в том, что открывающие ноты не смогли произвести на вас неизгладимого впечатления. Крайне важно, чтобы они не только привлекали вас, но и плавно переходили в сердце аромата».
Как хорошо сказано: крайне важно, чтобы они плавно перешли в сердце аромата.
Что может быть важнее, чем перейти в сердце? Кислый лимончик, цедра апельсина, бергамот, вы уже улетели, но мы вас помним. Нежный грейпфрут (мы говорим, грейпфрукт), ягоды, травы, такие как лаванда или шалфей. Верхние ноты, как правило, включают в себя запахи цитрусовых (кислый лимончик, цедра апельсина, бергамота), нежного грейпфрута или ягод и трав, таких как лаванда или шалфей. Средние ноты (их еще называют «сердечные») приходят, когда испаряются верхние. Это и есть смысл аромата. Они с вами надолго – не любовник, не мимолетный друг, не пьяный поцелуй в гостиничном номере. Это муж. Или жена. Прилепись к ней или нему. Они мягко и осторожно вас обволокут, то ли благоуханные цветы, то ли фрукты, то ли специи. Мускатный орех, корица, кардамон, простой обыватель и не разберет. Ну а базовые ноты (еще их называют «шлейфовые») – это окончательный аккорд. Они придут к вам только тогда, когда полностью испарятся верхние. В общем, «всё сложно». Кедр, сандаловое дерево, ваниль, амбра, пачули, дубовый мох. (Господи, еще и мох.) Или вот, например, костус. Вы когда-нибудь слышали это слово? Я нет.
***
Когда же зряшное, несказанное слово, хоть бы какое хворенькое слово, хоть бы тупое, кругленькое слово, короткой памяти длину надставит, когда же хоть какое-нибудь слово восставит ту с нестиранной косою, с немытыми носками под подушкой. Когда уже плевать какое слово, напомнит ту, которую не помню, которую дразнила до психоза, чтоб от себя отвадить униженье. Когда любое слово из помета меня пометит в книге угрызений, как чья-то фрикционная собака, — тогда скажу — не та, не та, — но Маша (...).
Рада Орлова
Вот костус и есть это зряшное, но сказанное слово. Им уже торговали в первом веке нашей эры. Целых 120 римских кораблей совершали походы в Индию, чтобы закупить, в частности, и эту специю. Черный перец, нард и его, костус.
Глупое растение, похожее на сорняк. То ли лопух, то ли репейник, то ли чертополох. Семейство сложноцветных.
... Сперва корни высушат, потом перед извлечением душистых веществ замочат, измельчат, потом благодаря дистилляции с паром получат из корней эфирное масло: очень вязкую жидкость желтоватого цвета. «Но тут есть небольшой нюанс: плотность масла очень близка к плотности воды, поэтому масло отделяется от воды очень плохо и медленно, ситуацию усугубляет тот факт, что некоторые компоненты масла довольно хорошо растворимы в воде. Решают эту проблему экстракцией смеси неполярным растворителем». Божечки ты мой. Как же они все до этого додумались-то в первом веке нашей эры? Я бы прошел мимо этого корня и не заметил.
Она могла дышать и говорить, но те слова, что ранее сбирались в хрустальный шар магического свойства, — теперь прыгучей дробью ударялись о стенки кокона, и ранили саму, и столько причиняли беспокойства, что больше возлюбила тишину и сны-воспоминания о рокоте. Во снах он звался как-то по-иному и духом бестелесным плыл по комнате. А сестры подлые твердили — он дракон, убей его, не то пожрет того, кому отец он. Огненный светильник она в ночи над спящим занесла, но в черные бурлящие масла срывалась вниз, как плод половозрелый, одна слеза. И тотчас просыпалась она от боли. Над ее скулой горел ожог — коричневая умбра. И вечер был, и было утро, и день второй. А третий день настал, когда осталась одна способность к испаренью влаги. За стенами шумел пчелиный рой. И с шелестом растительной бумаги связующая нитка раскаталась и бросила ее на перегной.
Это опять фрагмент из стихотворения Рады Орловой. (Найдите ее тексты, они того стоят.) Говорят, запах правильно подготовленного костуса очень мягкий, древесно-цветочный, «немного напоминающий ирис и ветивер, немного жирно-восковой, но без прогорклых неприятных нот».
Это ведь сказано про стихи. Настоящие стихи – древесно-цветочные, немного жирно-восковые, но без прогорклых неприятных нот.
Как написала одна самодеятельная поэтесса, которой уже нет в живых (сейчас бы ей было лет семьдесят): «Как ты меня любить устал/ Привыкла я грустить/ Стихами развлекаясь».
Вот и я тоже привык.
И грустить, и развлекаться. Прочитаю текст, поднесу пальцы к лицу (хотя касался только клавиш), принюхаюсь. Точно. Древесно-цветочные, немного жирно-восковые, но нет неприятных прогорклых нот. Ну нет этих нот. Ни неприятных, ни прогорклых.