Современная литература
Современная литература
Проза

В Москве появился новый памятник Достоевскому

В преддверии празднования 200-летия со дня рождения Федора Достоевского в Москве открыли новый монумент, посвященный писателю. Скульптура установлена у входа в Книжный клуб «Достоевский» на улице Воздвиженка недалеко от Кремля. Памятник классику русской и мировой литературы создала выпускница Петербургской академии художеств им. Ильи Репина Анастасия Лужина, однофамилица Петра Лужина – одного из героев романа «Преступление и наказание».

В отличие от двух других московских памятников Достоевскому, скульптура на Воздвиженке изображает писателя на заре его литературной карьеры, когда был опубликован его первый роман «Бедные люди»: 25-летний Достоевский сидит на скамейке с томиком Пушкина в руках. Эта деталь является отсылкой к знаменитой речи Достоевского на открытии памятника Пушкину в 1880 году. Основой скульптурного воплощения образа Достоевского послужил портрет работы художника Константина Трутовского, изобразившего писателя как раз в 25-летнем возрасте.

На церемонии открытия монумента в числе прочих присутствовали праправнук классика Алексей Достоевский, писатель, специалист по творчеству Достоевского, профессор МГУ и Литературного института Игорь Волгин, директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак, а также вице-президент Российской академии художеств, внук скульптора Зураба Церетели Василий Церетели.

Алексей Достоевский, специально приехавший из Петербурга по случаю открытия памятника своему знаменитому предку, отдельно отметил, что Федор Достоевский родился в Москве. Праправнук писателя заявил? что рад тому, что в столице появился еще один памятник Достоевскому:

«...Москва – это родной город Достоевских, это родовое гнездо <...> Я рад, что по числу памятников Первопрестольная обогнала Петербург. И что здесь появился образ Федора Михайловича в возрасте мечтаний. Именем Достоевского пользуются в разных целях. В Петербурге есть отель и доставка пиццы, а в Москве – музей и книжный клуб, и, на мой взгляд, это единственное возможное применение имени писателя…»