Современная литература
Современная литература
Поэзия Проза

Литераторы высказались о скульптуре «Большая глина №4»

15 августа на Болотной площади в Москве была установлена 12-метровая скульптура швейцарского скульптора Урса Фишера «Большая глина №4». Ранее она экспонировалась во Флоренции и Нью-Йорке. Произведение монументального искусства вызвало бурную реакцию среди пользователей соцсетей: многие сравнивали «Большую глину №4» с фекалиями. Литераторы не остались в стороне от дискуссии, однако единого мнения среди них, как и среди обычных горожан, нет.

Поэт, редактор и издатель Александр Переверзин счел спорный арт-объект и саму идею и впредь временно устанавливать в Москве другие произведения современного искусства пиар-акцией московского правительства:

«...Оказывается, “Большая глина №4” – временное сооружение. Ее скоро уберут, а на ее месте планируют устанавливать другие временные арт-объекты. Таким образом московские власти убивают сразу трех зайцев: и пиарятся на весь мир на ровном месте, и прислушиваются к возмущению москвичей, и в плане современного искусства Москва будет впереди планеты всей. По-моему, гениальная комбинация…»

Литератор Николай Подосокорский, рассуждая о скульптуре Урса Фишера в своем телеграм-канале, также усмотрел политическую подоплеку в установке в центре города «Большой глины №4» и раскритиковал культурную политику в отношении установки памятников:

«...А по-моему, этот памятник вполне можно оставить, дабы он зримо указывал на то, во что превращают жизнь москвичей, да и всех россиян, нынешние правители. К тому же, у нас какому только говну памятники в стране не ставят…»

Музыкант и поэт Андрей Макаревич на своей странице в Facebook посетовал на обывательскую безграмотность и агрессивность в отношении временного арт-объекта и заявил, что ассоциации с фекалиями от бедности ума:

«...Удивительно, сколько вони поднялось по поводу этой скульптуры. Я и раньше особых иллюзий насчёт массового вкуса наших жителей не питал. Но уровень безграмотной агрессии зашкаливает. К сожалению, если в голове у человека одно говно, то других ассоциаций эта голова родить не может…»

Олег Лекманов не остался в стороне от дебатов вокруг «Большой глины №4». Литературовед и профессор НИУ ВШЭ разместил на своей странице в Facebook фото скульптуры с подписью: «А скульптура-то хорошая…». Мнения в комментариях разделились: так, поэт-концептуалист Лев Рубинштейн поддержал коллегу и посетовал на то, что обыватели не разбираются в современном искусстве:

«...Мне нравится. Но т.н. народонаселение предпочитает говно фигуративное…»

А поэт и куратор премии «Поэзия» Виталий Пуханов намекнул в своем комментарии к посту Лекманова на популярное сравнение скандальной скульптуры с экскрементами:

«...Ждем в полный рост скульптуру героя, навалившего этот памятник…»

На своей странице в Facebook Пуханов в традиционном для себя формате юмористической притчи про «доброго волшебника» и «одного мальчика» опубликовал серию постов, высмеивающих «Большую глину №4» и дискуссию вокруг нее. В одной из этих публикаций поэт указал на то, что многие стремятся показаться прогрессивными, одобрительно высказываясь о скандальной скульптуре:

«...Один мальчик пришел к доброму волшебнику и спросил: как быстро и доходчиво продемонстрировать всем, что ты классный чувак, держишь нос по ветру и ни разу не отстой? – Скажи, что тебе понравился памятник большой глине на Болотной площади, – брезгливо ответил волшебник. – И что, кто-нибудь мне поверит? – удивился мальчик. – Нет, никто тебе не поверит, – ответил волшебник, – Но подумают, что ты из тех классных чуваков, которым первым нравится то, что всем поначалу от невежества кажется говном...»