Народный артист России, депутат Госдумы Николай Бурляев адресовал в Следственный комитет просьбу провести полное расследование гибели Михаила Лермонтова на дуэли в 1841 году. По мнению Бурляева, пуля попала в тело поэта «по невероятной для ровной поверхности траектории – снизу вверх, под углом почти в 40 градусов». Он подкрепил свое обращение тем, что специалисты в области криминалистики, баллистики и медицины сомневаются в корректности следствия, проведенного в XIX веке.
Правнучатый племянник поэта, президент ассоциации «Лермонтовское наследие», предводитель Российского Дворянского собрания Михаил Лермонтов в комментарии СМИ рассказал о своем отношении к идее Николая Бурляева:
Правнучатый племянник поэта, президент ассоциации «Лермонтовское наследие», предводитель Российского Дворянского собрания Михаил Лермонтов в комментарии СМИ рассказал о своем отношении к идее Николая Бурляева:
«По мнению большинства исследователей, гибель поэта произошла в результате убийства, прикрытого ложными свидетельствами участников, заведомо исказившими произошедшее, что подтверждается их противоречивыми показаниями, похожими больше на поиск оправдания своих неправедных действий. А именно непризнания на следствии несоблюдения дуэльного кодекса, когда Мартынов стрелял после команды "три" и преступного призыва "стреляйте или я вас разведу" т.е. после окончания дуэли. Что и должно было квалифицировать как убийство и сейчас не поздно восстановить правду».
По вопросу о расследовании по делу гибели Михаила Лермонтова высказалась сенатор Ольга Епифанова. Она считает эту задачу сложной, «почти на грани фантастики». Епифанова отметила, что большинство фактов по этому делу задокументировано, а дефицит новых улик и свидетелей делает полноценное расследование маловероятным, и новое разбирательство может выглядеть «немного абсурдно, формально и даже карикатурно».
Литературовед, один из авторов четырехтомной «Лермонтовской энциклопедии» Ольга Миллер объяснила, что есть много версий событий рокового для поэта дня:
Литературовед, один из авторов четырехтомной «Лермонтовской энциклопедии» Ольга Миллер объяснила, что есть много версий событий рокового для поэта дня:
«Но это все фантазии. Есть основательная статья, почему такой раневой канал. Дуэль была на склоне горы, и Лермонтов стоял выше, чем Мартынов. Так что попытки заново расследовать это дело – не более чем фантазии художественной натуры Николая Бурляева, которые противоречат всем воспоминаниям и исследованиям. Ничего нового установить в этом деле сегодня невозможно».
Директор государственного музея-заповедника Михаила Лермонтова в Пятигорске Ирина Сафарова считает, что воспроизвести события дуэли 27 (15) июля 1841 года в деталях невозможно, потому что существует мало документальных свидетельств, а новых нет совсем. По мнению Сафаровой, сегодня необходимо сосредоточиться на том, чтобы популяризировать имя Михаила Лермонтова и его творчество, заботиться о памятных местах, связанных с ним, а не тратить усилия и средства на «поиски лжеубийц и врагов».
Николай Бурляев – актер, режиссер и сценарист. В 1986 году он снял фильм «Лермонтов», в котором показал жизненный путь поэта. Впервые в российском прокате кинолента вышла в октябре 2024 года – к 210-летию со дня рождения Лермонтова. В одном из интервью Бурляев рассказал, что фильм не показали в кино в 80-х по решению «антисоветской части Союза кинематографистов СССР» из-за того, что он позволил себе намек на масонский заговор против Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Лермонтова. Кроме того, Бурляев считает, что негативное впечатление на комиссию наложил представленный положительный характер поэта, вместо принятого образа язвительного злого человека с болезненным самолюбием, любившего издеваться над офицерами полка.
По официальной версии майор в отставке Николай Мартынов вызвал на дуэль Михаила Лермонтова летом 1841 года. На приеме в пятигорском доме Верзилиных Лермонтов стал насмехаться над Мартыновым из-за того, что тот ходил в большой белой папахе и носил большой нож. После того как Лермонтов посоветовал дочке хозяев дома держаться подальше от «свирепого горца», Мартынов бросил оппоненту вызов. Стрелялись на поляне на северо-западном склоне горы Машук в Пятигорке. Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов – в грудь поэта. Пуля пробила сердце и легкие. Михаил Лермонтов умер, не дождавшись доктора. Его похоронили в Пятигорске, но потом останки перевезли на кладбище в семейном поместье Тарханы. Секундантов Мартынова император Николай I признал виновными, но простил, а самого дуэлянта приговорил к трехмесячной гауптвахте и покаянию в церкви. По воспоминаниям современников, Мартынов никогда не раскаивался в убийстве поэта и говорил, что сделал бы это позднее, если бы первая попытка оказалась неудачной.
Николай Бурляев – актер, режиссер и сценарист. В 1986 году он снял фильм «Лермонтов», в котором показал жизненный путь поэта. Впервые в российском прокате кинолента вышла в октябре 2024 года – к 210-летию со дня рождения Лермонтова. В одном из интервью Бурляев рассказал, что фильм не показали в кино в 80-х по решению «антисоветской части Союза кинематографистов СССР» из-за того, что он позволил себе намек на масонский заговор против Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Лермонтова. Кроме того, Бурляев считает, что негативное впечатление на комиссию наложил представленный положительный характер поэта, вместо принятого образа язвительного злого человека с болезненным самолюбием, любившего издеваться над офицерами полка.
По официальной версии майор в отставке Николай Мартынов вызвал на дуэль Михаила Лермонтова летом 1841 года. На приеме в пятигорском доме Верзилиных Лермонтов стал насмехаться над Мартыновым из-за того, что тот ходил в большой белой папахе и носил большой нож. После того как Лермонтов посоветовал дочке хозяев дома держаться подальше от «свирепого горца», Мартынов бросил оппоненту вызов. Стрелялись на поляне на северо-западном склоне горы Машук в Пятигорке. Лермонтов выстрелил в воздух, а Мартынов – в грудь поэта. Пуля пробила сердце и легкие. Михаил Лермонтов умер, не дождавшись доктора. Его похоронили в Пятигорске, но потом останки перевезли на кладбище в семейном поместье Тарханы. Секундантов Мартынова император Николай I признал виновными, но простил, а самого дуэлянта приговорил к трехмесячной гауптвахте и покаянию в церкви. По воспоминаниям современников, Мартынов никогда не раскаивался в убийстве поэта и говорил, что сделал бы это позднее, если бы первая попытка оказалась неудачной.