Современная литература
Современная литература
Проза Поэзия

Литераторы прокомментировали манифест Богомолова

Театральный режиссер, художественный руководитель Театра на Малой Бронной Константин Богомолов опубликовал в «Новой газете» манифест «Похищение Европы 2.0», в котором рассуждает о новой западной этике и о пути современной России, оказавшейся «в хвосте безумного поезда, несущегося в босховский ад, где нас встретят мультикультурные гендерно-нейтральные черти».

Виктор Шендерович расценил манифест Богомолова как подыгрывание власти в сложившейся политической ситуации. В своей колонке на сайте радиостанции «Эхо Москвы» он написал следующее:

«... Тонкий Богомолов как бы подсказывает дуболомам из Кремля правильное позиционирование в создавшейся пиковой ситуации: не надо отводить глаза и прятаться под плинтус, мы не упыри проворовавшиеся, заложники собственной полицейской власти, мы – спасители летящей под откос европейской цивилизации!»

В рамках радиопередачи «Свободное мнение» Шендерович назвал манифест «Похищение Европы 2.0» пересказом «Письма 150», подписанного осенью прошлого года Ноамом Хомским, Салманом Рушди, Джоан Роулинг и другими писателями и деятелями культуры, выступившими с критикой «новой этики» и «культуры отмены»:

«...Это все пройдено, все сформулировано. Гораздо лучше, чем у Богомолова. Яснее. Западное общество чувствует турбулентность, либеральные ценности подвергаются проверке очень крепкой. И эта турбулентность вызывает там, разумеется, противостояние и разные мнения…»

Кроме того, Виктор Шендерович упрекнул текст режиссера в пошлости:

«...Письмо Богомолова – прежде всего это пошлость. <...> Пошлость заключается, прежде всего, в этой вторичности и неряшливости, и провокативности, спекулятивности и тона, и собственно говоря, там огромное количество лажи, и подмен <...> он ссылается на вещи, которых не было…»

Захар Прилепин, так же как и Шендерович, усмотрел в создании Богомоловым манифеста политические мотивы. Об этом он написал в своем Telegram-канале:

«...По поводу манифеста Богомолова. Смыслы обсуждают, подтексты. Чуть проще надо реагировать на всё это. Перед нами акт о частичной капитуляции. Вы думаете, это наш режиссёр про Европу прозрел? Нет, это реакция не то, что Кириллу Серебренникову не продлили контракт, а Алексея Навального посадили. Интеллигенция вдруг осознала, что раздача идет всерьез, и реагирует, как привыкла. Выбрасывая белый флаг…»

Однако, у манифеста нашлись и сторонники. Литературовед Мариэтта Чудакова высоко оценила текст режиссера, поделившись своими впечатлениями о нем на своей странице в Facebook:

«...При полном отсутствии времени внимательно прочитала весь большой текст. Умно, талантливо и дает немалую пищу для размышлений. Спасибо, господин Богомолов!»

Литератор Дмитрий Данилов поддержал манифест Богомолова, выразив солидарность с идеями свободы мыслей и эмоций, а также сложностью человеческой природы, высказанными режиссером в манифесте:

«...Поддерживаю манифест Константина Богомолова “Похищение Европы 2.0”, опубликованный в “Новой газете”. Потому что, как верно подметил бывший президент РФ Д.А. Медведев, свобода лучше несвободы. А сложность, добавим от себя, лучше простоты…»

Дмитрий Быков в своей авторской передаче «Один» на «Эхе Москвы» сказал о Богомолове и его манифесте «Похищение Европы 2.0» всего несколько слов. По мнению поэта, в своих рассуждениях о западной культуре Богомолов вдохновлялся статьей Федора Достоевского «Признания славянофила» из «Дневника писателя». Также Быков подчеркнул цельность идей режиссера:

«...Константин Богомолов, на мой взгляд, являет собой нечто удивительно цельное. С моей точки зрения, в таком гегелевском понимании эстетики. Ведь прекрасное – это значит цельное, то, что наиболее полно выражает идею. Константин Богомолов очень полно выражает себя: его тексты, его жизнь, его постановки, его образ, его перфомансы – все это складывается в картину, в которую действительно ножа не всунешь, все одно к одному. А для меня все, что цельно, все, что и эстетически последовательно – то и прекрасно. Вот Константин Богомолов прекрасен...»

Впрочем, некоторые литераторы не восприняли всерьез ни сам манифест Богомолова, ни полемику вокруг него. К примеру, поэт и литературный критик Данила Давыдов иронизирует на своей странице в Facebook над сравнением Богомоловым «новой этики» и Третьего рейха:

«...Демагоги всех мастей должны быть признательны Гитлеру за то, что он дал неисчерпаемую возможность сравнения и уподобления…»

В свою очередь, Лев Оборин приводит цитату из манифеста, иллюстрирующую, по мнению Богомолова, состояние европейского общества, и предлагает режиссеру взять этот отрывок за основу для театральной постановки:

«… “Фирсы прячутся от толп мигрантов, Раневские донюхивают кокаин на остатки здоровья, Петя Трофимов пишет еврозаконы, Аня осознала себя квир-персоной, а доживающие маразмеющие Гаевы, что старик Байден, шамкают дежурные слова о добре и справедливости”. Вот если бы Богомолов поставил такой “Вишнёвый сад”, было бы прикольно…»