Современная литература
2025-08-17 11:06 Поэзия Проза

Граффити с портретами Тютчева, Лескова и Фета появились в Орле

В конце июля в историческом центре Орла завершилась работа над триптихом муралов, посвященных писателям и поэтам Федору Тютчеву, Николаю Лескову и Афанасию Фету. Все они родились в Орловской губернии. Работу приурочили к первому фестивалю уличного искусства «Орел – литературная столица России».

Огромные портреты заняли всю стены на домах № 6, 8 и 10 в Почтовом переулке. Мурал с Николаем Лесковым выполнил художник, работающий под псевдонимом Jovanny. Федора Тютчева изобразила художница Айгуль Омуралиева. Над муралом Афанасия Фета трудился художник-монументалист под псевдонимом Cowy. Организаторы отмечают, что муралы были созданы в разные сроки, но композиционно и стилистически выполнены как единое полотно.

Руководитель проектов Центра развития современного искусства и культуры «Горизонты будущего» Любовь Дмитриева рассказала, что значат для города новые муралы:
«Триптих в Почтовом переулке для нас – больше, чем просто три работы. Это настоящий художественный диалог между художниками, эпохами и зрителями. Здесь встречаются поэзия и проза, размышление и чувство, форма и слово. Мы гордимся, что именно в этом переулке, в самом сердце Орла, удалось создать такое пространство смыслов».
Международный фестиваль уличного искусства «Орёл – литературная столица России» в этом году прошел впервые. Всего в рамках проекта в Орле создали 17 муралов в различных техниках. Среди них портрет Максима Горького с фрагментом из его поэмы «Песня о Буревестнике», выполненный орловским художников Владимиром Кутниковым, и сюжет рассказа Ивана Тургенева «Муму» художника из Беларуси Евгения Матюто.

Мурал – это вид монументальной живописи в виде изображения, нанесённого на стены зданий и других архитектурных сооружений. Иногда картины создают в интерьерах просторных помещений, например, в вестибюлях или залах высотных зданий. Муралы возникли в ходе революционных событий 1920-х годов. Художники восприняли призыв авангардистов выйти из мастерских, чтобы нести революционное искусство в массы. Одним из первых к написанию муралов подключился мексиканский живописец Хосе Клементе Ороско. В 1923 году он создал огромное изображение на стене Национальной подготовительной школы в Мехико.