В середине апреля издание «Комерсантъ» со ссылкой на участников книжного рынка сообщило о снижении доли книг в ассортименте книжных магазинов и увеличении доли другой продукции. Чтобы не потерять покупателей, руководство добавляет на полки канцтовары, виниловые пластинки и прочее. По информации СМИ, аналитики связывают это с подорожанием книг и уходом из России зарубежных правообладателей. По оценкам участников рынка, доля книг в ассортименте в марте 2023 года упала более чем на 10% по сравнению с прошлым годом. В некоторых книжных сетях литература занимает 20-25% общей площади магазинов.
Одной из причин этих изменений некоторые книготорговцы считают рост цен на книги и ее издание. Директор сети «Дом книги» и «Книга+» Борис Мусташкин на отраслевой встрече в начале апреля отметил, что читатели либо покупают книги реже и выборочно, либо ищут альтернативы подешевле, а доля литературы в магазинах его сети сократилась до 52%.
Директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов спрогнозировал, что цены на книги могут вырасти на 10-15%, в том числе в связи с подорожанием полиграфических услуг. Также он отметил, что сокращение доли книг происходит уже несколько лет не только в России, но и за рубежом. По мнению Кузнецова, в ассортимент книжных магазинов часто входят канцелярские товары, сувениры, брендированная продукция, настольные игры и товары для хобби. Он связывает это со «слиянием контента», так как в канцелярских и сувенирных магазинах стали появляться книги.
Глава Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов акцентировал внимание на расторжении договоров с зарубежными авторами и росте цен:
Одной из причин этих изменений некоторые книготорговцы считают рост цен на книги и ее издание. Директор сети «Дом книги» и «Книга+» Борис Мусташкин на отраслевой встрече в начале апреля отметил, что читатели либо покупают книги реже и выборочно, либо ищут альтернативы подешевле, а доля литературы в магазинах его сети сократилась до 52%.
Директор издательства «Росмэн» Борис Кузнецов спрогнозировал, что цены на книги могут вырасти на 10-15%, в том числе в связи с подорожанием полиграфических услуг. Также он отметил, что сокращение доли книг происходит уже несколько лет не только в России, но и за рубежом. По мнению Кузнецова, в ассортимент книжных магазинов часто входят канцелярские товары, сувениры, брендированная продукция, настольные игры и товары для хобби. Он связывает это со «слиянием контента», так как в канцелярских и сувенирных магазинах стали появляться книги.
Глава Ассоциации интернет-издателей Владимир Харитонов акцентировал внимание на расторжении договоров с зарубежными авторами и росте цен:
«Переводная литература занимает существенное место в розничном ассортименте, как в сегменте художественной литературы, так и в топе продаж. […] Рост цен почти на 40% за какие-то два года – слишком быстро для того, чтобы читатели приспособились к увеличившимся тратам».
На рост цент также повлияли проблемы в расчете с иностранными правообладателями.
Издание Business FM опросило представителей разных магазинов. По словам коммерческого директора сети магазинов «Республика» Наталии Яковлевой, доля продажи бумажных книг упала, а молодые читатели предпочитают покупать электронные книги, которые дешевле. Из-за того, что книги покупают реже, в ассортимент «Республики» включили виниловые пластинки, подарки, свечи и косметику.
Пиар-менеджер сети «Читай-город» Полина Мананова рассказала, что в марте 2023 года доля книжного ассортимента сети составила 62%:
Издание Business FM опросило представителей разных магазинов. По словам коммерческого директора сети магазинов «Республика» Наталии Яковлевой, доля продажи бумажных книг упала, а молодые читатели предпочитают покупать электронные книги, которые дешевле. Из-за того, что книги покупают реже, в ассортимент «Республики» включили виниловые пластинки, подарки, свечи и косметику.
Пиар-менеджер сети «Читай-город» Полина Мананова рассказала, что в марте 2023 года доля книжного ассортимента сети составила 62%:
«Данные по аналогичному периоду прошлого года, 2022-го, 63%. Разница составила 1%, и она возникла за счет наращивания некнижного ассортимента, и она не связана с нехваткой книг. Покупатели приходят в магазин у нас не только за книгами, например, в период школьной компании клиенту проще купить учебники и канцтовары в одном месте. Мы учитываем эти пожелания покупателей, предлагаем комплексные решения, например, в новогоднюю кампанию опять же, взял книгу в подарок и взял какой-то сопутствующий товар, сувенир или подарочную упаковку. Дефицита в книгах нет. В Сеть ежемесячно поступает около трех тысяч книжный новинок, это 100 новинок в день. У нас присутствует в том числе и сувенирная продукция, и также есть игрушки, настольные игры».
Как отметили некоторые участники книжного рынка, снижение доли книг в магазинах не связано с количеством выпущенных книг. Согласно отчету Российской книжной палаты, в 2022 году суммарный тираж изданной литературы составил более 392 миллионов экземпляров, а в 2021 году было издано около 389 миллионов экземпляров – меньше, чем в 2022 году.