Современная литература
Современная литература
Поэзия

Состоялся финал «Турнира поэтов»

В эфире сетевого телевидения «Литклуб.TV» состоялось финальное состязание «Турнира поэтов». По итогам голосования зрителей и экспертов проекта победительницей конкурса стала Ольга Гуляева из Красноярска, она обошла своего соперника Александра Оберемока, набрав 106.9 баллов голосов против 93.1.

Стихотворения Ольги Гуляевой «Ярик» и «Корчной» вызвали ожесточенную дискуссию среди экспертов и критиков проекта. Произведение «Ярик» посвящено зарождению нового русского фашизма: лирический герой текста, мальчик с подчеркнуто арийскими чертами по имени Ярик, стреляет из игрушечного автомата «в любую нехристь, / В любую нечисть», «идет в атаку» на воображаемых немецких писателей Эриха Марию Ремарка и Райнера Марию Рильке. В конце стихотворения мальчик предстает в «форме люфтваффе» – гитлеровских военно-воздушных сил.

В стихотворении «Корчной», посвященном шахматному поединку 1978 года между Анатолием Карповым и Виктором Корчным, Гуляева противопоставила патриотическую часть русской интеллигенции и эмигрантскую «антисоветскую», встав на сторону «Корчного»: «Я точно знаю, Карпов победит, но я опять на стороне Корчного». Также автор провела параллель между советским и нынешним политическим строем:

Сегодня я живу в СССР, мне надо срочно выучить девизы,
Включить девизы в повесть и эссе, но мой не чёрно-белый телевизор

Критик «Турнира поэтов», кандидат филологических наук, доцент Литературного института имени А.М Горького, руководитель семинара поэзии Галина Седых, комментировавшая подборку Гуляевой, назвала стихотворение «Ярик» выпадом и провокацией. Седых заявила, что ей не симпатично отношение автора к заявленной в тексте теме фашизма:

«…Не могу согласиться со смешением Ярика (очевидно Ярослава) и его танка “За Родину” с формой люфтваффе. С таким подходом мы потеряем Родину. Это меня очень тревожит и об этом я не могу не сказать прямо, честно и в глаза…»

Говоря о стихотворении, посвященном шахматному поединку 1978 года между Анатолием Карповым и Виктором Корчным, Седых отметила, что этот текст напоминает ей «стихотворение для журнала “Огонек” эпохи Перестройки». Критик добавила, что Корчной не тот герой, которому стоит сочувствовать, а жизнь в СССР, описанная автором в данном тексте, не соответствует действительности:

«…Какое там к нему сочувствие, почему вы ему сочувствуете? … Можно найти других героев, допустим Солженицына… Я жила в это время и знаю, что все, что она тут нагородила надо просто себе предъявлять. Мне не нравится это четкое деление автора на своих и чужих. Эта тема проходит. Она очень болезненна и она мне не симпатична. Здесь не в Корчном дело, а в тенденции. К сожалению, это диссидентские стихи с таким откровенным нафталином…»

За критическим разбором стихотворений последовало голосование. Свои оценки эксперты и зрители сопровождали развернутыми комментариями. Так, за Ольгу Гуляеву вступился полуфиналист «Турнира поэтов» Михаэль Шерб, он усмотрел в стихотворении про Ярика общегуманистический мотив:

«…Автомат можно наводить на людей только в одном случае – если они пришли тебя убивать. Об этом стих Ольги. Вряд ли такие прописные истины способны разрушить чью-либо Родину…»

Член художественного совета конкурса Игорь Бирюков прокомментировал текст Гуляевой о Корчном. По мнению Бирюкова, речь в данном стихотворении идет о «любви к свободе, которая у маленькой девочки странно ассоциировалась с Корчным, а у кого-то с Бродским».

Поэтический конкурс «Турнир Поэтов» проводится с 2017 года с целью популяризации и продвижения творчества талантливых авторов современной поэзии среди широкой интернет-аудитории с помощью телевизионного формата. Учредителем конкурса выступает Общероссийская общественная организация «Российский союз писателей». В настоящее время идет запись желающих принять участие в следующем сезоне программы «Турнир поэтов» . Подать заявку на участие в конкурсе можно на его официальном сайте.