Современная литература
Современная литература
Проза

Юрий Поляков подал заявление в Следственный комитет

22 сентября стало известно о том, что писатель и драматург Юрий Поляков подал в Следственный комитет заявление, в котором попросил «провести проверку по указанным фактам с целью выявления и предотвращения хищения денежных средств» в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова. Заявление датируется 12 февраля 2020 года и сопровождается приложением на 47 страницах. 23 сентября телеграм-канал «CULTRAS» сообщил о том, что директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок был вызван в СК для дачи показаний по вышеупомянутому заявлению.

В тот же день Крок дал журналу «Театр» комментарий о причинах, которые, по его мнению, побудили Полякова к подобным действиям. По словам директора, конфликт между театром и драматургом берет свое начало в 2015 году: после объединения Московского Драматического театра имени Рубена Симонова и Театра имени Вахтангова из репертуара в числе прочих был исключен спектакль по роману Полякова «Козленок в молоке». Постановка шла на сцене Симоновского театра 16 лет, однако новое руководство сочло ее «художественным архаизмом».

После объявления об исключении спектакля из вахтанговского репертуара, Кириллу Кроку позвонил тогдашний министр культуры Владимир Мединский и поинтересовался судьбой «Козленка». Во время телефонного разговора в кабинете министра присутствовал Юрий Поляков, чего он сам не отрицает.

По словам Кирилла Крока, после этих событий Поляков начал выступать в СМИ с критикой режиссера Римаса Туминаса и заявлениями о том, что в спектакле «Евгений Онегин», идущем на сцене Театра имени Вахтангова, присутствует неприличный жест:

«...Ему не понравился момент, когда во время великого монолога Татьяны актриса якобы указывает на причинное место. Посыл его был таким: неужели гражданин Евросоюза режиссер Туминас думает, что там находится русская душа? Мы опубликовали тогда видеофрагмент монолога, где четко видно, что в спектакле этого нет. То есть это какое-то неадекватное воображение господина Полякова. Притом, я лично глубоко убежден, что на спектакле он не был никогда, его никто не приглашал и никто не видел…»

Подача заявления в Следственный комитет, по мнению Крока, встает в один ряд с этими событиями и имеет своей целью месть за исключение «Козленка в молоке» из репертуара. Обвинения в том, что Театр имени Вахтангова не проводит аукционы, а заключает миллионные контракты с единственным поставщиком, директор театра назвал безосновательными и привел соответствующие аргументы:

«...Тут надо разбираться и понимать, где бюджетные средства, а где собственные средства. А если идти еще глубже, то надо понимать, что с января 2019 года все учреждения культуры (театры) по 44 ФЗ могут делать закупки у единственного поставщика на сумму до 600 тысяч на одну сделку, но не более 30 млн в течение года…»

Итогом визита Кирилла Крока в Следственный комитет стал отказ в возбуждении уголовного дела в связи с отсутствием состава и события преступления.

После появления в СМИ информации о заявлении в СК и его последствиях, Юрий Поляков опубликовал на сайте газеты «Московский Комсомолец» материал, датированный июлем 2019 года. Статья состоит из фрагмента эссе 2015 года, которое Поляков сопроводил открытым письмом «вахтанговцев», адресованным ему в 2018 году, своим ответом на это письмо, а также комментарием, дополняющим картину событий.

В статье Поляков утверждает, что обвинения в желании отомстить за снятую с репертуара пьесу «Козленок в молоке» беспочвенны:

«...Он [Крок] перевернул причинно-следственные связи: мол, обидели драматурга, он и наехал на театр. На самом же деле все было с точностью до наоборот…»

По мнению писателя, директор Театра имени Вахтангова просто не захотел отвечать на критические замечания Полякова, высказанные им ранее на страницах Литературной газеты:

«...Как-то я на страницах ЛГ высказался о странном равнодушии Вахтанговского театра к нашей нынешней жизни: в репертуаре нет ни одной современной русской пьесы…»

Также Поляков утверждает, что выступил с критикой спектакля «Евгений Онегин» еще до объединения Театра имени Рубена Симонова и Театра имени Вахтангова:

«...О «Евгении Онегине» в версии Туминаса я высказался до того, как приняли решение упразднить театр имени Симонова. Особенно меня задела сцена, где актер, произнося авторский текст: “Татьяна русская душою…”, - указует перстом на свой детородный орган…»

Исключение же своей пьесы «Козленок в молоке» из репертуара Театра имени Вахтангова Поляков объясняет не отсутствием художественной ценности и актуальности произведения, а желанием Крока отомстить писателю за критические отзывы о работе театра. В качестве иллюстрации Поляков приводит фрагмент разговора с Владимиром Мединским, после которого министр совершил телефонный звонок, упомянутый Кириллом Кроком:

«...Я сразу ответил министру, что «Литературная газета» не раз критиковала Туминаса, поэтому вряд ли они возьмут себе “Козленка”. Из чувства мести. Мединский тут же набрал номер г-на Крока и поинтересовался судьбой спектакля...»

Далее писатель подробно описывает историю с открытым письмом актеров Вахтанговскго театра и в завершении статьи приводит свой ответ на него, который, как он утверждает, на момент конфликта пришлось отозвать по просьбе Администрации президента.

Факт подачи заявления в Следственный комитет, а также вызов Кирилла Крока на допрос Юрий Поляков на данный момент никак не прокомментировал.