Современная литература
Современная литература
Поэзия Проза

Баюканная красота

Это про него Николай Пунин, муж Ахматовой, потом сказал: «Говорят книги, обладающие таким свойством, вообще не имеют сбыта; может быть, но какое до этого дело поэзии, поэзии, которая родилась во тьме, вскормленная сомнениями, горечью наследственного опыта, которую баюкала красота и для которой форма была вожделенной гостьей».

Каким свойством? Кто говорит? Умели в Серебряном веке и после, уколотые им, говорить туманно. Но мне все же нравятся эти слова Пунина о Комаровском.

Был такой сумасшедший (сперва, точнее, странный, а потом уже признанно сумасшедший) поэт. Василий Комаровский.

Он родился по старому стилю 21 марта 1881 года в Москве, в семье графа Алексея Егоровича Комаровского. Говорят (опять этот оборот), его мать страдала тяжёлой формой эпилепсии и до самой своей смерти в 1904 году не выходила из психиатрических клиник. Видимо, эту болезнь унаследовал и ее сын.

В полуночи, осыпанной золою,
В условии сердечной тесноты,
Над тёмною и серою землёю
Ваш эвкалипт раскрыл свои цветы.

И утренней порой голубоокой
Тоской весны ещё не крепкий ствол,
Он нежностью, исторгнутой жестоко,ф
Среди камней недоуменно цвёл.

Вот славы день. Искусно или больно
Перед людьми разбито на куски,
И что взято рукою богомольно,
И что дано бесчувствием руки.

(Василий Комаровский, 1914)

Кстати, это стихотворение посвящено Анне Ахматовой. Она еще неоднократно появится в этом тексте о поэте.

...Николай Пунин говорил о Комаровском, что искусство было для Комаровского «его колыбелью и его жизнью». Он как будто хотел гармонией текста усмирить свою нервную, больную душу. Он был странный. Кому-то казался нелепым чудаком. А вот Анне Ахматовой и их тесному поэтическому кружку не казался. Она ответила на его стихотворение.

Какие странные слова
Принес мне тихий день апреля.
Ты знал, во мне еще жива
Страстная страшная неделя.

Я не слыхала звонов тех,
Что плавали в глазури чистой.
Семь дней звучал то медный смех,
То плач струился серебристый.

А я, закрыв лицо мое,
Как перед вечною разлукой,
Лежала и ждала ее,
Еще не названную мукой.

(Анна Ахматова, 1914)

Комаровский писал странные стихи (странный, странный, это часто будет тут, в этом тексте, встречаться). Тот же Пунин о его творчестве: «неожиданное, растрёпанное, полное какой-то настойчивой воли и смятенного величия».

БЛУДНЫЙ СЫН

Печален воздух. Тёмен стыд.
И не обут, и не умыт,
У запертых ещё дверей
Стою. Репейник и пырей
Покрыты каплями росы.
Пускай мне ноги лижут псы
В саду почтенного отца.
И не заплаты беглеца,
Не копоть омертвелых рук,
Водивших в зное рабий плуг
И с принужденностью тупой
Свиней в скалистый водопой;
Но эта пыль земного зла
В душе так тускло-тяжела,
Что даже если б и возник
Родителей весёлый крик,
Когда бы даже мать сама
Меня бы повела в дома,
Чалму стараясь развязать,
Я не сумел бы рассказать...
Отцу бессовестный палач,
Не удержал бы женский плач!

Испить на дне пустой души
Не уксус казни... только вши,
Исчадье вавилонских дев,
Испытывать внезапный гнев
И устыдиться, что на суд
Несёшь заплёванный сосуд!

(Василий Комаровский, 1911)

Первый сборник Комаровский опубликовал в 1913 году. «Первая пристань». Второй пристани уже не было. Новых книг ему не дано было издать.

Но на дебютный сборник, еще ничего не зная о дальнейшей судьбе автора, Гумилев напишет: «Все стихи с 1909 года – уже стихи мастера. <...> Под многими стихотворениями стоит подпись "Царское Село", под другими она угадывается. И этим разгадывается многое. Маленький городок, затерянный среди огромных парков с колоннами, арками, дворцами, павильонами и лебедями на светлых озерах, городок, освящённый памятью Пушкина, Жуковского и за последнее время Иннокентия Анненского, захватил поэта, и он нам дал не только специально царскосельский пейзаж, но и царскосельский круг идей».

* * *
Самонадеянно возникли города,
И стену вывел жадный воин,
И ядовитая перетекла вода,
Отравленная кровью боен.

Где было всё и бодро и светло,
Высокий лес шумел над лугом,
Там дети бледные в туманное стекло
Глядят наследственным недугом.

И девушка раскрашенным лицом
Зовёт в печальные вертепы;
И око мёртвое, напоено свинцом,
Глядит насмешливо и слепо.

Заросшим следом авелевых стад
Идти в горячем ожиданьи?
Где игры табунов раздолье возвестят
Своим неукротимым ржаньем?

Где овцы тучные, теснясь, перебегут
По зеленеющим обрывам,
К серебряным ручьям блаженно припадут
Глотками жажды торопливой?

Так: прежде хищника блестел зелёный глаз,
Стервятник уносил когтями.
И бодрствовал пастух, и, опекая, пас,
И вёл обильными путями.

Но вымя выдоил, и нагрузил коня
Повсюду осквернивший руку:
По рельсам и мостам, железом зазвеня,
Несёт отчаянье и скуку.

И воды чистые, они не напоят,
Когда по нивам затоплённым
Весенний табунок понурых жеребят
Тоскует стадом оскоплённым.

(Василий Комаровский, 1912)

Томас Венцлова писал потом про Комаровского:

«Граф Василий Алексеевич Комаровский (1881 – 1914) до недавнего времени относился к числу забытых русских поэтов. Сейчас… можно с некоторой долей уверенности ожидать, что стихам его "наступит свой черёд". Тексты Комаровского немногочисленны, но почти без исключения относятся к категории первоклассных. <…> Комаровскому присуща интимная, семейная укоренённость в русской культурной и литературной традиции, нашедшая свое выражение в каноничности и одновременно бытовой точности его стихов. С другой стороны, заметна и его эксцентричность, которую подчёркивал ещё Дмитрий Святополк-Мирский. Комаровский – очень независимый поэт, склонный к причудливости (но не к произвольности), к парадоксам, неожиданным словосочетаниям и странным поворотам темы, к определённому герметизму. Это может быть отчасти истолковано биографически: Комаровский страдал приступами тяжёлой психической болезни, которая привела его к ранней смерти. Болезнь воспринималась им как метафизический, при этом весьма неоднозначный опыт. <…> Стихи Комаровского – постоянная игра различных смысловых планов, синхронии и диахронии, "своего" и "не-своего". Они находятся на пересечении подражания, пародии и палимпсеста: трансформация "не-своего" текста здесь может оказаться и прямым повторением, и глубинным совпадением с ним, воскрешением его, интерпретируемым в терминах экзистенциального и метафизического опыта. Прибегая к перестановке временных пластов, которая оказывается равносильной отрицанию времени, Комаровский наиболее решительно среди поэтов начала века выпадает из своей эпохи и становится крайним новатором (путь, отчасти продолженный позднее Мандельштамом)».

Но это все было именно потом – через много-много десятилетий, а сперва первый и единственный сборник был почти не замечен критикой.

Первая Мировая война «убила» Комаровского, когда была только объявлена. То есть не убила физически, но свела с ума, зачеркнула как разумное существо.

Вообще странная судьба (опять это слово «странное»). Он ведь даже в круг «Аполлона» войдет каким-то странным боком. Они встретят его в странном месте в странное время. В царскосельском парке, ночью, на запорошенной снегом скамье. На ней раньше любил сидеть в Царском Селе Иннокентий Анненский. Сидел, сам себе читал вслух стихи.

* * *
Я рад, сегодня снег! И зимнему беззвучью
В спокойном сердце нет преград.
В окно высокое повсюду смотрят сучья
И белый свет, – которому я рад.

И знаю, смерть одолевая нежно,
Опять листы согласно зацветут.
И коченевшие печалью этой снежной,
Земля оттает, травы прорастут.

Зеленый сад, зеленые кочевья!
И блеклой памятью спеша,
Вернется к вам, осенние деревья,
В урочный час, вечерняя душа...

И говорливые и ропщущие думы
Застынут, замкнутые в круг,
Где легкий хруст ветвей и сумрачные шумы,
Всепроникающий недуг.

(Василий Комаровский, 1913)

Молодые Гумилев, Ахматова, Городецкий, Мандельштам, Георгий Иванов зачем-то поехали ночью в Царское Село. И вот вдруг натолкнулись на человека – под падающим снегом – читающего стихи.

У Анненского, которого, может быть, странный человек и читал в этот момент, а совсем не свои стихи, было про зиму.

СНЕГ

Полюбил бы я зиму,
Да обуза тяжка…
От нее даже дыму
Не уйти в облака.

Эта резанность линий,
Этот грузный полет,
Этот нищенский синий
И заплаканный лед!

Но люблю ослабелый
От заоблачных нег —
То сверкающе белый,
То сиреневый снег…

И особенно талый,
Когда, выси открыв,
Он ложится усталый
На скользящий обрыв,

Точно стада в тумане
Непорочные сны —
На томительной грани
Всесожженья весны.

(Иннокентий Анненский, 1909 г.)

Его окликнут тогда, он обернется, к нему подойдет Гумилев: «Василий Алексеевич, вы?.. Я не узнал было». Призрак представится остальным: «Комаровский».

Зачем этот человек там сидит? Зачем читает стихи? Причина проста. Он – сумасшедший.

«Несколько раз сходил с ума и каждый раз думал, что умер; когда умру, вероятно, буду думать, что сошел с ума», – так он скажет однажды.

«Как же вам нестрашно здесь сидеть одному по ночам?» – спросит его Георгий Иванов (эту сцену потом в «Петербургских зимах» и описавший).

– Нет, когда я здоров, мне ничего не страшно. Кроме мысли, что болезнь вернётся, – низким, сиплым, каким-то деревянным голосом ответит ему Комаровский. Тогда Иванов отметит: у него и рукопожатие было какое-то деревянное, как у автомата.

Николай Гумилев напишет о нем: «Василий Комаровский – непридуманный сумасшедший. Когда он болен – он буйствует, когда здоров – полон чудаческого добродушия. Сейчас у него «просветление», вот он и гуляет. («А вообще я больше в больнице живу».)»

Я начал, как и все – и с юношеским жаром
Любил и буйствовал. Любовь прошла пожаром,
Дом на песке стоял – и он не уцелел.
Тогда, мечте своей поставивши предел,
Я Питер променял, туманный и угарный,
На ежедневную прогулку по Бульварной.
Здесь в дачах каменных – гостеприимный кров
За революцию осиротевших вдов.
В беседе дружеской проходит вечер каждый.
Свободой насладись – её не будет дважды!

(Василий Комаровский)

Мне нравятся в этом тексте две строчки: «Любовь прошла пожаром, Дом на песке стоял – и он не уцелел». Как будто это формула: формула судьбы.

Я трепетал, могущий и бессильный,
Я трепетал, и пел, и трепетал.

(Василий Комаровский)

Прекрасный какой повтор этого «трепетал».

И вот еще одно его стихотворение – хорошее от начала до конца.

* * *
Где лики медные Тиверия и Суллы
Напоминают мне угрюмые разгулы,
С последним запахом последней резеды
Осенний тяжкий дым вошел во все сады,
Повсюду замутил золо́ченные блики.
И черных лебедей испуганные крики
У серых берегов открыли тонкий лед
Над дрожью новою темно-лиловых вод.
Гляжу: на острове посередине пруда
Седые гарпии слетелись отовсюду
И машут крыльями. Уйти, покуда мочь?
.....................................................................
И тяготит меня сиреневая ночь...

Сиреневая ночь пришла – и проглотила Комаровского. Как та лягушка – комара из детской песенки. Комаровский уже не вернется из болезни. Не только психической. И сердце у него слишком слабое, и в обморок он может упасть от неожиданного шума или от вида крови (а ее, крови, много будет: наступил не календарный двадцатый век).

В мир пришла не ночь – катастрофа.

И вот сильное нервное потрясение, обострение; как результат – клиника для душевнобольных в Москве.

А с 7 на 8 сентября 1914 года Василий Алексеевич Комаровский в больнице и умирает.

«От паралича сердца в припадке буйного помешательства», по версии Пунина.

«Покончил с собой осенью 1914 в сумасшедшем доме», по версии уже старой Ахматовой в поздние времена. Что тут правда, мы уже не узнаем.

И знаю, смерть одолевая нежно,
Опять листы согласно зацветут.
И коченевшие печалью этой снежной,
Земля оттает, травы прорастут.

Это из того, уже процитированного выше стихотворения про снег.

Пунин сказал про него горькое, но исчерпывающее: «Родился, чтобы сказать два-три слова, сделать жест, и ушел, унося с собою тайну своего духа и своей мысли».

Но два-три слова – это тоже немало.

Утром проснулся рано.
Поезд в горной стране.
Солнце. Клочья тумана.
Воздух свежий в окне.
Эхо грохотом горным
Множит резкий свисток.
Снег по деревьям черным.
Пенный мелькнет поток.

Знаю — увижу скоро
Древних церквей виссон.
Кружевом Casa d’oro
Встанет солнечный сон.
Вечером пенье. Длится
Радости краткий хмель.
Море. Сердце боится:
Поздний страшен апрель.

В прошлом — тяжкие веки,
Сонные дни, года;
Скованы русские реки
Серой корою льда.
Люди солнца не помнят;
Курят, снуют, грустят;
В мороке мутных комнат
Северный горький чад…

(Василий Комаровский, 1912)

...Проснешься рано утром, а потом придет горький чад. Но пока он не пришел – у тебя осталось время на два-три слова.