Современная литература
Статьи

Нейронная поэзия: когда компьютер пишет лучше

Джамиль Нилов

– Ты всего лишь машина. Только имитация жизни. Робот сочинит симфонию? Робот превратит кусок холста в шедевр искусства?
А вы?
© «Я, робот»

Жизнь современного человека невозможно представить без цифровых технологий. Компьютеры помогают нам в самых разных областях. Нейронные сети широко применяются и в искусстве: кинематографе, графике, дизайне и т. д.

Но может ли программа сама стать автором художественного произведения? Совсем недавно такая постановка вопроса казалась бредовой, ведь рациональный подход машин несовместим с требованиями эстетики, но за последние годы нейросети смогли произвести настоящий прорыв в освоении мира искусства, в том числе и поэзии.

История стихов, созданных без участия человека, начинается задолго до эпохи нейронных сетей. Ещё в 1924 году основоположник дадаизма, румынский и французский поэт Тристан Тцара предложил складывать строки из газетных вырезок, разложенных в случайном порядке. Информация о вычислительных машинах, сочиняющих поэтические тексты, появилась впервые в 50-е годы в СССР и была не более чем мифом. Художественный рассказ о компьютере-стихотворце был опубликован в одном из американских научно-популярных журналов и был принят советскими переводчиками за чистую монету. История неоднократно публиковалась в отечественных изданиях.

Уже в 60-х компьютеры действительно стали составлять стихотворения почти по тому же принципу, который использовал Тристан Тцара. Назвать стихами произведенные тексты даже с большой натяжкой было тяжело, однако скорость обработки данных электронными машинами уже тогда многократно превышала человеческие возможности, позволяла подбирать рифмы, составлять анаграммы и палиндромы, давала почву для творческих экспериментов.

Компьютерный анализ текстов положил начало целому направлению – компьютерной лингвистике. На основе этой дисциплины норвежский славист Гейр Хьетсо в 1984 году доказал подлинность авторства Михаила Шолохова в отношении романа «Тихий Дон». По иронии судьбы, писатель, полвека отстаивавший право создателя эпопеи, умер в том же году. Практическая польза от использования цифровых технологий в отношении художественного текста стала очевидной.

В 90-е – начале 2000-х лингвистические программы получили широкое распространение, а различные генераторы рифм стали доступны любителям высоких технологий и высокой словесности по всему миру. В 2002 году пермский программист-поэт Сергей Тетерин выступил на российских федеральных каналах с презентацией машины для сочинения стихов «Кибер-Пушкин 1.0 бета».

«Я научил его всему что нужно: поэтическому ритму, правилам рифмования, специфике поэтического лексикона, а также "поэтическому взгляду на мир". Забил в базу данных лучшие образцы поэзии Есенина, Мандельштама, Вертинского и Пригова Дмитрия Александровича» – отмечал автор.

Однако, по его же признанию «"Кибер-Пушкин" писал полную белиберду, да еще и с чудовищными орфографическими ошибками». В 2002 году эта новость была принята исключительно в ироничном ключе. Никто не мог подумать, что уже через 15 лет потребуется тщательный анализ, чтобы отличить строки, написанные человеком, от текстов машины.

В 2006 году «Яндекс» презентовал в качестве эксперимента генератор стихов на основе лексикона произведений А. С. Пушкина. Проект вызвал интерес, и в 2013 году был представлен робот «Яндекс. Автопоэт», создающий стихи из поисковых запросов пользователей браузера. Программа безошибочно генерировала ритм и подбирала рифмы. Составляла сонеты, хокку, лимерики и даже онегинские строфы. В сутки робот был способен создавать до 800 тысяч четверостиший. И вполне естественно возникает вопрос: «Зачем?». Несмотря на складный текст, главным недостатком Автопоэта было отсутствие в произведениях средств художественной выразительности и хотя бы малой толики смысла. Решение этой проблемы стало основной задачей для разработчиков лингвистических нейронных сетей последних лет.

Как ни странно, решению этой проблемы способствовал рост интереса к рэпу, тексты которого не могут в целом конкурировать словарным запасом и образностью с произведениями поэтов. В 2017 году в Казани прошел первый рэп-баттл нейросетей «БИИТВА». За основу для написания текстов были взяты термины программирования, анализ произведений рэперов и поэтов. Разработчики роботов неумело зачитали сгенерированные строки, в которых сложно найти художественную ценность, хотя и можно рассмотреть отдельные образы. Пилотному выпуску шоу суждено было стать последним.

Поворотным моментом в становлении нейронной поэзии стали разработки хельсинского университета Аалто, который в 2017 году представил программу, писавшую рэп, анализируя тексты на английском и финском языках. Робот сохранял не только форму и стилистику текстов исполнителей, но воспроизводил в различных вариациях основные идеи и образы рэперов.

В том же году американский школьник Робби Баррат смог самостоятельно создать нейронную сеть, которая генерировала тексты, на основе творчество рэпера Канье Уэста. Кроме того, подросток научил программу зачитывать текст, учитывая интонацию, громкость и расстановку пауз. Позже, уже будучи одним из самых молодых сотрудников Стенфордского университета, тот же Робби Баррат научил робота рисовать «обнаженку», но это уже совсем другая история.

В 2018 году опыт и знания зарубежных коллег успешно переняли и дополнили разработчики «Яндекса». Нейросеть создала тексты в стиле самых популярных российских рэперов. Результаты работы программы озвучил известный блогер и пародист Кирилл Нечаев. Особый успех у слушателей приобрел текст нейросети, основанный на творчестве российского рэпера Oxxxymironа, ставший впоследствии вирусным:

«Как корабли плывем с тобой мы к берегам мироздания.
Это империя, чума повсюду, давит сознание.
И я плевать хотел на мнение юных дев этого муравейника.
Я горожанин мордора на пиру не сняв ошейника.
Я был богатым, был бедным, был как поэт не понят.
Повсюду элита, я в бегстве, но все равно в загоне.
Мы загоним эти продажные принципы в угол,
Чтоб наконец-то просто слышать тихий голос друг друга.»

Первой напечатанной книгой стихов, написанных компьютером, стал сборник «Нейролирика» (2018), созданный доцентом Школы лингвистики НИУ ВШЭ кандидатом филологических наук Борисом Ореховым. Книга включает стихи, сгенерированные на основе анализа произведений поэтов разных эпох и направлений: Гомера, Анны Ахматовой, Владислава Ходасевича, Андрея Сен-Сенькова, Осипа Мандельштама, Лесика Панасика и Галины Рымбу.


Не будем забывать о том, что наряду с лингвистическим нейросетями бурно развиваются роботы генерирующие видео- и аудиопродукцию. Дипфэйки досконально копируют внешность людей, нейросети мастерски подделывают голос. Например, проект Vera Voice Тимура Бекмамбетова осенью прошлого года представил выступление на основе голоса Владимира Высоцкого в театре на Таганке.

Не нужно обладать даром предвидения, чтобы спрогнозировать появление не только созданных с помощью нейронных сетей новых стихов давно умерших поэтов, которые будет сложно отличить от авторских, но и полноценных поэтических выступлений. Роботы смогут восстанавливать внешность и голос авторов.

Тема нейронной поэзии кажется настолько же опасной, насколько и интересной. Смогут ли живые авторы противостоять искусственному интеллекту или будут вынуждены отступить, как это произошло с шахматистами? Сможет ли машина освоить механизмы воздействия поэзии на человека? Ответы на эти и другие вопросы станут известны уже в ближайшие годы, а сейчас мы знаем главный недостаток роботов в создании произведений искусства. Машина способна идеально воспроизводить творчество в самых разных вариациях, но ни одна программа еще не смогла развить собственный стиль, создать что-то действительно новое. Возможно, когда-нибудь роботы научатся эволюционировать, приобретут склонность к новаторству, как в произведениях Айзека Азимова, но тогда и относиться к машинам нужно будет совсем иначе.