Скажите, с какими идеями вы приходили в газету, что хотелось изменить, что оставить, как было?
Газета – это же не книга и даже не толстый журнал, который выходит 12 раз в год. Это номер раз в неделю. И каждый номер – со своей идеей. Какой-то получается более интересным и захватывающим, какой-то менее. Это зависит от массы обстоятельств, от того, какие материалы есть в портфеле у редакции. Живем мы в сложное время, гонораров нет, коммуникация маленькая, народу много. Идеи, в общем, те же самые, которые были в «Литературной газете» всегда: чтобы она была площадкой, а не стороной конфликта, чтобы не была прокламацией, а была местом, где интеллектуалы могут высказаться. Ну и чтобы она выполняла и медийную задачу – была развлечением, но развлечением интеллектуальным. Информирование, развлечение – других задач у медиа в нашем мире нет. Но информирование и развлечение в «Литературной газете» носит особый, интеллектуальный, эстетский характер. Такая была идея. Ну и дать возможность как можно большему числу писателей высказаться на наших страницах.
Прошел год, я уже понял из разговора, что руки не опустились. Тем не менее, какие результаты, что достигнуто, чего хотелось бы еще?
Год – это очень мало для результатов. И не мне о них говорить. О результатах должны говорить читатели. По цифрам результаты у нас неплохие. Но в конце 2018 года (запись 2018 года – примеч.ред.) будет почва для более подробной аналитики по тиражам – по розничным продажам, по подпискам. Конец года всегда является некой базой для аналитики, а конец года еще не наступил. Но по тому, как идет дело, я думаю, результаты не буду плачевны.
Изменился формат. Я так понимаю, газета стала меньше.
Формат изменился уже давно. Мы пошли по европейскому пути. Там вообще таких больших газет почти нет. Мне кажется, это удобнее для чтения такой газеты. Конечно, многие тоскуют по величию этого формата. Но мне кажется, такая простыня (показывает руками) – это… не знаю. Что тосковать по этому большому формату? Не вижу смысла. Нужно складывать, непонятно как разворачивать. А так – удобно. Открыл – почти как книга.
А есть какой-то результат, которого вы достигли бы и сказали: все, я сделал, что хотел. Можно уходить почивать на лаврах.
Тираж в 100 тысяч. Тогда можно, ну, не уходить… Но по крайней мере…
Но быть довольным результатом.
Да.
А сейчас какой тираж?
Реальный – между 30 и 35 тыс. Мы, конечно, не считаем интернет-пользователей. С ними больше. Большая работа предстоит и по правильному позиционированию нашего бренда в интернет-пространстве. И еще много чего нужно сделать.
Вы до этого основали журнал «Российский колокол» и продолжаете его возглавлять.
Да, он есть. Это журнал достаточно камерный. Выходит не очень большим тиражом. Но, как говорится, на таком журнальном поле он тоже играет определенную роль. На прошлой Книжной ярмарке выступали авторы журнала, уровень их был не хуже, чем у любого другого журнала, который имеет более серьезный бренд и более серьезную историю.
Вы какой-то опыт оттуда перенесли в «Литературку»?
Опыт для главного редактора – это такая сложная вещь! Опыт – это не всегда хорошо. Иногда теряется острота зрения. Нужно быть очень осторожным, нельзя почувствовать себя опытным главным редактором, сразу будет скучная газета. Нужно каждый раз делать ее, как будто первую газету в жизни, тогда будет интересно. Опыт говорит, что ничего невозможного нет. И переговоры с властью можно вести о финансировании, и печатать в одном номере Дмитрия Быкова и Юрия Полякова, мир не рухнет от этого. Можно давать разные точки зрения, можно писать в юбилей Светланы Алексиевич статьи с положительной оценкой ее творчества без положительной оценки ее политических соображений. При грамотном подходе можно всех тем касаться. Вопрос только в интеллигентности подхода. Когда начинается грубое варварское поношение кого-либо, даже, может быть, того, кто заслуживает, я считаю, это издание опускает вниз. Не делает его популярным и острым. Брань и хамство популярность никому не приносят. Кроме, как сейчас говорят, сиюминутного хайпа.
Тут я согласен. А как складывается ваш день? Можете описать распорядок дня?
Главное для меня – собственное творчество. А это, конечно, вечер, ночь, выходные, поезда, самолеты, командировки. Ну а день складывается, когда приходишь на работу и начинаешь проводить мероприятия: летучки, консультации с отделами по формированию контента газеты на текущий номер, на ближайшие номера, переговоры с какими-то людьми ведешь.
Вы каждый день приходите или что-то уже можно на удаленке делать?
Я каждый день в редакции. Помимо командировок и отъездов. Конечно, можно и на удаленке. Ничего страшного. Но мне все равно всегда приходится быть – то встречи, то что-то еще.
У «Литературной газеты» большая история. Возможно, не все наши зрители ее знают. Можно вкратце напомнить?
Газету основали Дельвиг и Пушкин в 1830 году. Она какое-то время просуществовала, потом прекратила свое существование, и ее возобновил Горький в 1929-м году. Она была 4-хполосной газетой, выходила три раза в неделю, разные были редактора. Было время, когда было 4 главных редактора, один из которых был Петров, тот, который писал с Ильфом, Евгений Петров. И даже во время войны она свою регулярность не теряла. Редакторами были такие крупные люди, как Симонов, Фадеев, Сурков, долго главным редактором был Александр Чаковский.
Легендарный Чак. 26 лет, насколько я насчитал.
Да, тот человек, который перевел газету в этот 16-типолосный еженедельный формат. И наибольший расцвет газета испытала при нем. И получила свою репутацию такой, не оппонирующей власти. Но «Литературной газете» позволялось больше, чем другим газетам.
Правильно я понимаю, что родословную от Пушкина и Дельвига «Литературная газета» стала обозначать в 90-х годах? До этого, в советское время, все-таки вели от Горького.
Да нет. Тогда тоже все понимали, что от Пушкина и Дельвига. Там было так все хорошо, что не было смысла говорить: вот детище Пушкина и Горького пропадает, умирает, спасите бренд. Необходимость этого возникла после падения советской власти. Но много брендов утрачено. «Недели» нет, «Труд» еле дышит, «Московская правда» тоже утрачена во многом. «Литературная газета» далеко не в худшем положении благодаря усилиям всех людей, которые были до меня.
А какие были самые рекордные тиражи? И в какие годы примерно?
Тиражи в СССР несравнимы с тиражами сейчас. Потому что тиражи в СССР не зависели от того, продалась газета или нет. Она автоматом поступала во все киоски, и не было такого, что продали, посмотрели, какая выручка – хватит на следующий номер или нет. Тогда тиражи были около миллиона и даже больше. Сейчас у бумажных СМИ тиражи другие. Конечно, в начале 2000-х было легче. Был определенный подъем. Но это было связано и с тем, что Юрий Михайлович Поляков пришел со свежими интересными идеями.
Это был 2001-й?
Да. Но надо понимать, что тогда не было интернета, и вообще розница газет была значительно больше розницы и подписки бумажных изданий. Потом были сложные времена, когда начались системные кризисы 2008 года, 2012-го, нынешний кризис. Но мы во всех кризисах пытаемся выжить, и, мне кажется, что московские власти нас слышат.
Правильно я понимаю, что при Полякове произошел некий поворот: газета была, грубо говоря, либеральной и перешла в более консервативно-патриотический формат?
Да. Тогда это было очень оправдано. Даже не то что она перестала либеральных людей печатать. Так нельзя сказать. Просто был период, когда многие писатели, на которых в 90-е годы легли какие-то не совсем справедливые клейма – даже Распутин с Беловым, например – в «Литературке» напечататься не могли или не хотели. Для этого было много причин. Но, конечно, любой редактор всегда говорит об освежении авторского актива, о широте. Я тоже об этом говорю. Как это на практике происходит. Это довольно сложно. Не все хотят печататься с кем-то, кто-то просит гонорары. Это не так вот: открыли – о, ребята, все бегите. Это точная, кропотливая, методичная работа – по поиску новых авторов, по переговорам с брендами, авторами, по интервью и прочее. Да, при Юрии Михайловиче Полякове газета стала шире, и под всем, что он написал в 2001 году в своей колонке, я могу подписаться и стараюсь это тоже выполнять. Но, возможно, потом кто-то скажет, что у Замшева были такие перекосы, которые никак не связаны с тем, что он говорил. Каждый ведь видит по-своему. Кому-то такой писатель больше нравится. Юрий Михайлович Поляков Дмитрия Быкова совсем не переносил. А мне Быков нравится как писатель, и мы сейчас изменили отношение к нему. И ко многим другим. Мне кажется, правильно. Но дело даже не в этом. Газета жива тем, что в ней много всего. Она немного по-бахтинскому принципу должна развиваться. Не надо какую-то одну эстетическую линию выстраивать. Если бы было много газет такого плана, то можно было бы: эта более почвенная, та более либеральная. «Литературная газета» одна. Мы туда накидываем такой дилетантский салат, примерно как хозяйка старается как можно больше положить. Потому что этого очень не хватает, такой своеобразной литературной нажористости, чтобы было много всего. Тогда обязательно кто-то найдет что-то интересное для себя. Не думаю, что все читают все 28 полос. Но если человека из 28 полос заинтересовало 5-6 – это уже большая победа. Он это прочтет. Некоторые покупают газету ради одного материала. А другой читает другие полосы, ему другое интересно. Кого-то спрашиваешь – самые неожиданные отклики получаешь. Что-то понравилось в номере, чего ты совсем не ожидал.
Правильно я понимаю, что вам близка идея некого примирения, синтеза, объединения разных сил?
Примирение – это не дело «Литературной газеты». Потому что если муж с женой развелись, их уже не помиришь. Нельзя кому-то перекрывать кислород или не печатать, просто потому, что он тебе не нравится. Перекрывать можно, если он бездарный. А убеждать себя, что он не нравится, а еще и бездарный, не надо. Нужно честно сказать: есть люди, которые могут быть тебе крайне неприятны. Но если они интересные, нужно давать читателям на страницах «Литературной газеты» возможность с ними ознакомиться. Я не за примирение, я за подлинную демократию в газете. Потому что должно быть представлено все. А из этого читатель выберет. Читателя нельзя лишать возможности в газете что-то не читать. Понятно, что в каждом номере по-разному, в одном – больше авторов либеральных взглядов, в другом – патриотических. Это же темп. Думать-то некогда, в среду мы выходим, а в пятницу мы уже должны полностью новый номер сверстать. Один еще идет, а думаешь о другом, о третьем. Это как футбольная игра. С мячом раздумывать некогда: или пас отдавай, или бей. А думать, как будет лучше, уже поздно. Поэтому рассчитывать в каждом номере на некий баланс или примирение нельзя. Но стараемся выстраивать так, чтобы было без перекосов.
Гонораров, как я понял, у авторов нет. А сотрудники газеты? Они работают на энтузиазме? Или получают достойные зарплаты? Я не спрашиваю, сколько…
Все сотрудники получают зарплаты, соотносимые с нашим рынком в этой области.
А финансирование? Это государственное финансирование? Или это все же какие-то меценаты?
Есть государственное, что-то пытаемся получить от частных компаний. Есть разные проекты, в которых газета участвует. Федеральное агентство по печати дает нам субсидии, Московское правительство. Все это немного, меньше, чем нужно, но есть еще коммерческие деньги, которые мы выручаем за розницу и подписки. Из этого складываем бюджет. Каждый год смотрим, что мы можем, что нет. Сейчас надеемся на некоторое увеличение этих цифр.
Максим, вы говорите про разные литературные силы. А если человек не очень ориентируется, можно пунктирно обозначить литературную карту? Какие вообще есть силы? Кто с кем борется?
Если человек не ориентируется, нужно просто брать и читать книжки, а не смотреть на систему чужих мнений. Он сориентируется, рано или поздно. В литературе нужно делать выводы самому, а не на основе того, что кто о ней сказал. Конечно, если человек находится в кругу любителей чтения, что хорошо, ему кто-то что-то да подскажет: я прочитал это, почитай то. Когда я был молодым, мне тоже более старые писатели рекомендовали: это стоит читать, это интересно. Чтобы понять, какие силы существуют в литературе… Во-первых, это не так важно, важное – это тексты. Чтобы понять, какие существуют эстетические воззрения, нужно взять и читать. Читать и Михаила Тарковского, и Владимира Сорокина, и Романа Сенчина, и Сергея Шаргунова, и Дмитрия Липскерова, Максима Замшева тоже можно почитать. Это самое лучшее для того, чтобы понять, что происходит. А так объяснять никакого смысла нет, потому что карта состоит из мест. Чего смотреть на карту, когда лучше съездить в город или страну. Конечно, есть разные эстетики, есть писатели, которые пишут в сюрреалистическом ключе. Но реализм все равно остается на первом месте. Несмотря на все постмодернистские выверты 90-х годов. Есть, например, Павел Крусанов, замечательный прозаик из Петербурга, работает в жанре магического реализма. Что-то еще и постмодернистское остается, не вполне реалистическое. Кто-то работает в жанре сюра определенного, кто-то – в жанре совсем жесткого реализма. Но, как правило, в одном произведении все стили перемешаны. Я бы не сказал, что кто-то жестко придерживается только одного. Анна Старобинец сейчас получила крупную европейскую премию, она работает в жанре такого фантастического нуара. Но при этом у нее и вполне реалистические есть вещи. Сам писатель пробует, он может написать и фэнтези, и реалистический роман. Никто не хочет замыкаться в рамках одного жанра, хотя издатели обычно требуют это от автора. Если успех – то ты в рамках этого успеха продолжай дальше. Но часто очень писателю хочется попробовать нечто другое.
Тут еще есть и политическая составляющая, есть политизированные лагеря в литературе.
Я бы не хотел об этом говорить, мне кажется, их нет. Сейчас уже нет. Настолько надоело, честно говоря. Главный раскол произошел в конце 70-х, когда сначала была дискуссия «Классика и мы». И потом через год вышел альманах «Метрополь», который провел некую черту: это люди, которые были в «Метрополе», а это – люди, которые их клеймили. Но сейчас все эти люди или ушли, или довольно пожилые. А проблематика людей, 30-40-летних, которые активно в литературе работают, это уже совершенно другие линии противостояния, не либералы и почвенники. Это абсолютно ушло.
Я так понимаю, что новый раздел – это события на Украине. Очень четко разделились люди по каким-то лагерям, и как раз это и может быть: с этим я не буду печататься, с этим...
События на Украине… Все-таки людей, которые прям так бы поддерживали всех этих украинских, их крайне мало. Не всем какие-то вещи нравятся, которые там. Мне тоже не нравятся. Ну понятно, что Янукович – это не герой нашего времени. Не Сальвадор Альенде, которого свергли, который стал национальным героем. Я не думаю, что это такая уж большая тема, просто не хочется, чтобы были спекуляции с обеих сторон. Там произошел сначала достаточно лукавый, как и все государственные перевороты, медийный переворот, когда телевидение фактически свергло президента. А потом уже произошли трагические вещи, которые, к сожалению, не удалось остановить ни самим украинцам, ни России, ни кому-то еще. Там есть раны, которые какое-то время будут заживать. Делать из всех украинцев врагов я не стал бы. Всегда нужно разбираться в том, что происходит. Ситуация острая, сложная. Но одно дело – политики, другое дело – люди. Конечно, писателям бы надо не создавать враждебные лагеря, особенно украинцам – мы там с москалями не будем, не хотим. А, наоборот, искать взаимодействия вне политики. Взаимных переводов, например. У нас тоже далеко не все знают ни украинского возрождения расстрелянного, ни о Василе Стусе. Неплохо было бы, чтобы эту литературу русские читатели знали. Может быть, тогда и такого напряжения не было бы. То, что они запрещают книги, – это чистый фашизм. Что говорить, изображают из себя прозападный мир, идут по пути запретов. Мы тоже не должны по пути запретов идти. Путь запретов – это катастрофа. Только переубеждение, другого способа нет.
Вы как-то в интервью сказали, что эпоха постмодернизма закончилась…
Она закончила как эпоха, когда постмодернизм какое-то время был таким как бы младенцем, который алкал люльку, потом еды, потом что-то еще, которого хотелось поддержать, потому что это было совсем новое, непохожее. Потом постмодернизм стал главным трендом. Постмодернистов стало много, они стали получать премии, вышли из подполья. А потом все вернулось на круги своя. Постмодернизм стал одним из всплесков. Сейчас, если вы посмотрите, что выпускается как серьезная проза, и Алексей Варламов, и Роман Сенчин, и Сергей Шаргунов, и Ольга Славникова – это все к постмодернизму классическому не имеет практически никакого отношения.
Прилепин.
Прилепин, конечно. Это такая проза, основанная на реализме. С какими-то элементами других жанров. Но в основе все-таки идет представление о мире, как о таком, каков он есть, а не о мире, искаженном иронией, компиляцией других текстов. Самое главное здесь даже не в этом. Постмодернизм отрицает сюжет. Постмодернисты сюжет не любят, считают его делом вторичным. А оказалось, что без сюжета все разваливается. Сюжет выстрадать очень сложно. Поэтому под видом постмодернистов в литературу пришло огромное количество проходимцев, которые, не умея, какие-то глубокомысленные куски выдавали за роман.
При этом такое ощущение, что постмодернизм шагнул в жизнь. Если брать историю, я сейчас не предлагаю ее обсуждать, с воскрешением Бабченко. Только ленивый не написал: Пелевин жив. Абсолютно пелевинская история.
Пелевин тоже не вполне постмодернист. Постмодернизм стал определенным жупелом, а не жанром, в котором люди хотят разбираться. Нет, я думаю здесь нет. Это не дело постмодернизма. Это политические инспирации, которые всегда происходили и до Пелевина. И будут дальше.
Мы остаемся литературоцентричной страной?
А какая страна не литературоцентрична? Англия не литературоцентрична? Дело не в этом. Все эти разговоры об особой миссии России, об особой литературоцентричности... Мы большая страна. Я думаю, то, что в большой стране тиражи серьезных книг – 1,5-3-5 тысяч экземпляров, это никак не говорит о том, что мы литературоцентричная страна. Объективно. Да, читают в интернете постоянно. Скачивают, что-то смотрят, читают больше. Но все равно повального увлечения чтением нет, интерес к чтению у нас серьезно упал. Не просто к чтению, к серьезному чтению. Надеюсь, будет возрастать. Когда-то он должен был упасть. Ведь большевики только страну научили читать сто лет назад. Когда человека научили читать, он довольно долго читал, ему нравилось. Теперь есть некоторая усталость. Сейчас уже потихоньку разучиваются писать, пишут, чтобы было понятно, а не чтоб было грамотно. Лингвисты вообще ничего не делают. Учебники русского языка для чего существуют, непонятно, изучают что-то мертвое. И не читают. Читают не то, ходят не туда, смотрят не то. Из кино сделали просто какую-то… Серьезное кино тоже не показывают. Покупают бог знает что. Серьезных экранизаций, которые есть на Западе, у нас почти не покупают. Покупают Marvel и прочее. С прокатчиками тоже надо разбираться. Не в смысле, что они нашему кино мешают, а надо понять, почему покупают барахло. Кто покупает права книг, которые у нас переводные. Уже невозможно ничего найти из серьезного. Кто получает Букера, никогда у нас не переводился. Сейчас переводился, но это первый случай за 10 лет. Мало очень интересного. Потому что надо потратить силы, купить права. А ездят на эти книжные выставки девочки из издательств, которые, кроме того, что знают язык, ничего не понимают. Ходят по магазинам 5 дней, на шестой заползают на вставку, что-то там покупают, чтобы отчитаться. Человеческий ресурс. Поэтому я и говорю: не в государстве дело, а в общественном понимании. В издательстве все должен определять не человек, который продает книжки, а главный редактор, который интеллектуал, который понимает, хорошая это книга или плохая. А у нас в считанных случаях главные редакторы имеют такую решающую функцию. В основном смотрят – ой, ну кто это? Кто он такой, не медийный, по телеку его нет. Что он там написал? Не будем брать, барахло (машет рукой). Вот это плохо. Пока это будет, то какой интерес к чтению? Никакого интереса не будет.
СССР вспоминаете с ностальгией? Или как страшный сон?
Да никак не вспоминаю. Думаю, что особо хорошего там ничего не было. Что такое СССР? СССР – это мы. Нельзя все грехи рода человеческого списывать на коммунистов. Была для выживания страны как государственности после революции выбрана такая модель. Модель достаточного унижения человеческого достоинства. Может быть, другой модели и не могло быть, мы бы развалились на части, учитывая нашу огромную территорию. Надо было сохранить территорию, как нечто единое. Но то, что для человека, особенно интеллектуального, это была тяжелая история и часто очень трагическая, это так. Хорошее, конечно, было. Я в советской армии служил и прочее. Всякого рода гадостей сейчас стало меньше. При том, что 90-е были тяжелые и все было перекошено. Но мне сейчас ощущение объективно больше нравится. Пусть меня проклянут все советские патриоты. Да, положение писателей тогда было лучше. Гонорары были больше, но за это иногда приходилось платить цену, что не мог написать то, что по-настоящему хочешь. Была тропка. Узенькая. Как Даниил Гранин говорил, можно найти тропку, не предавать себя и при этом издаваться. Но тропка эта была такая... По ней идти большого удовольствия не было. И, конечно, самое большое достижение нынешнего постсоветского времени, что государство не вмешивается в частную жизнь. Ты можешь делать что хочешь. Не собираются партком, местком, не обсуждает твой моральный облик, что ты читаешь, с кем был на Западе...
Почему ушел от жены…
Вот это вмешательство в частную жизнь отвратительно. Может быть, единственное, но очень большое достижение постсоветского времени. И поэтому никогда народ не проголосует за возвращение назад, какие бы блага ни обещали – поделить всю нефть, дать народу деньги и прочее. Мы же все равно не можем существовать отдельно от мира. Почему нам с санкциями тяжело? Потому что все построено так, что никто ничего не производит, все торгуют. И опять идти по пути – все начинать у себя производить, все продавать – это экономически гибельный путь. Производство очень дорогое. При наших тарифах и ценах нам значительно легче и дешевле что-то купить, чем произвести. Это тоже плохо, но тарифы от этого не уменьшатся. Это уже выстроенная система, она может быть кривая. Как только к власти придут, условно говоря, люди воззрений Глазьева, фондовые рынки просто рухнут. И что будет делать этот пришедший человек, который будет патриотическую экономику поднимать? Да ничего, сметут его, потому что жрать будет нечего. Экономика – тоже тонкая вещь. И говорить о том, что сейчас все экономисты делают все неправильно, мы сами сделаем, сами себя обслужим – такого не будет. При всех сложностях нужно все равно находить место в мире без агрессии, без противостояний. Сейчас есть такое противостояние, и ничего хорошего в этом нет. Я очень надеюсь, что оно сгладится. В этом противостоянии, конечно, больше виноваты западные страны, чем наша. Они тоже еще не перестроились, не видят по-настоящему. Им, наоборот бы, нужно сейчас Россию всячески поддерживать. Как союзника в борьбе со значительно большим злом. Если так пойдет, у террористов ядерное оружие будет через год при их силах. А мы все… (вздыхает) грустно это все. Мы все думаем: вот русские, Украина. Это просто обычные провокаторы, которые и сами не живут, и в мире создали напряжение. Очевидно, если бы Крым при Украине чувствовал себя прекрасно, не возникло бы ничего. Но Крым себя чувствовал очень плохо. И Донбасс чувствовал себя плохо, хотя там другая история. Донбасс – тоже Украина, там тоже живут украинцы. Там не русский мир. А украинцы, которые не хотят жить с теми украинцами, которые сейчас определяют жизнь… Это тоже важно. Но это все-таки вопрос тонких переговоров, а не вопрос оружия. Сами украинцы сделали все, чтобы это решалось кровью. И это всегда выгодно разного рода низким типам. Продажа оружия, прочее. С обеих сторон, кстати. Это невыгодно интеллектуалам, писателям и прочим. С другой стороны, всякая такая ситуация…
При этом это часто подогревается. Интеллектуалами и писателями.
Всегда подогревается. Это очень плохо, что это подогревается.
Конечно.
Но тут у каждого своя зона ответственности, и каждый потом сам жалеет об этом. Я говорил с крупными азербайджанскими писателями – мы там подогревали, подогревали, Карабах, прочее, в итоге произошло то, что четверти территории лишились.
Мда. Максим, вы окончили училище им Гнесиных с отличием. И хоровое дирижирование. Я недавно узнал, что Алла Пугачева тоже закончила это же отделение. Но в музыку вы не пошли. Вас позвала литература. Как так получилось? Как вы приняли это решение? Почему все-таки не музыка, а литература?
Посчитал, что в литературе больше смогу сделать, чем в музыке. Музыка сыграла свою большую роль. Сейчас тоже часто поигрываю. И сын учится. И ощущение формы, которую дает музыкальное обучение, у меня есть и помогает в литературе. Ну а так. Это же бывает. Не могу сказать, что это был какой-то прям выбор-выбор. Занимался музыкой, потом поступил в Литинститут.
А Литературный институт тоже с отличием?
Нет.
А было сложно? Насколько отличалось обучение?
Да нет. В Литинституте учиться очень интересно. Сложно не было. Музыке – сложно.
Первые стихи к вам в армии, насколько я знаю, пришли. Служили вы в Питере, вы коренной москвич, но с Питером у вас вои отношения. А когда первая проза пришла?
Проза попозже. В начале 2000-х. Стало тесно в стихотворном пространстве, захотелось чего-то другого. Это же совершенно разные вещи. Меня отговаривали – ты поэт, проза поэта – это такая чепуха, это всегда очень вязко. Но мне захотелось рискнуть. Не знаю пока однозначно насчет моей прозы. Что там о ней скажут. Я думаю, что лучшее еще не сделал. Сейчас я заканчиваю роман. Может быть, он будет хорошим. Названия, правда, еще нет. Это роман о музыкантах как раз. Там объединилось все. Проза – это просто освоение другого пространства. Человек же ищет. Но если человек перестает искать, он заканчивается и удовлетворяется тем, что сделал. Не исключаю, что через год-другой мне захочется написать пьесу. Это нормально. Не факт, что это получится хорошо, но искать и пробовать надо.
У вас сейчас для прозаика самый такой возраст, когда…
Ну да. Уже понемножку...
А стихов соответственно меньше становится?
Да нет. Говорят, поэт напишет столько стихов, сколько ему суждено. Есть всплески определенные, когда пишешь каждый день по стиху. Бывает молчание. В моем положении, когда уже столько написано, заботиться о количестве нет никакого смысла. Пишется и пишется.
А когда вы пишете прозу, вы поэта выключаете в себе, или он сам?
Стараюсь выключить.
А если взять роман «Доктор Живаго». Есть ощущение, что не до конца Пастернак выключил поэта?
Нет. Просто это не очень удачная проза. Там есть провальные какие-то вещи. Поэт там выключен, на мой взгляд. Он весь ушел в эти стихи из романа. Пастернак как раз нет. У Цветаевой чистая проза поэта. У Белого абсолютная проза поэта. У Брюсова – нет. «Огненный ангел» – там абсолютно выключен поэт. Сюжетный, интересный роман. Бывает по-всякому.
В «Докторе Живаго», правильно я услышал, есть провальные места?
Конечно.
Просто у меня сложные отношения с этим романом.
Это хороший роман. Главное, почему о нем так знают, – из-за гонений, которые на него были обрушены. Это хороший крепкий роман. Но я считаю, у Трифонова (этого же времени) посильнее проза. Есть тяжеловесные куски. Есть куски, которые явно динамически проседают. Это не лучшее, что создал Пастернак. Он гений, но у гения есть гениальные вещи...
Там есть и блестящие страницы.
Да.
А главное, конечно, стихи в конце.
Как роман он несколько тяжеловат, и плюс не совсем исторически объективен, скажем так.
Вы в своей порозе довольно серьезно играете с популярными жанрами. Это и политический детектив, и даже фэнтези, фантастика. Это для чего? Привлечь читателя? Или вам просто нравится?
Все равно пишешь то, что тебе интересно. Хочется создать мир, в котором ты сам чувствовал бы себя комфортно. Чистой фантастики у меня нет. Есть некая конспирологическая нотка всегда в прозе.
Роман «Избранные», да?
Да, роман «Избранные». Он все-таки в прямом смысле не фантастический. Такая, конспирологическая история. Мне это всегда интересно, я люблю конспирологию. И считаю, что в прозе она не помешает никогда, и в жизни ее много. Это все-таки часть реализма. Роман, который я сейчас заканчиваю, там нет никакой конспирологии особой.
А название есть?
Названия пока нет. Там как раз много действия происходит в 40-80-е годы ХХ века. Там много реальных историй музыкальных. Надеюсь, что издательская судьба его будет успешнее, чем у других романов.
В самом начале разговора вы сказали, что в основном время на себя – это выходные, командировки…
И вечера.
А много спите?
Да как обычный человек.
По-разному бывает, кто-то – 8, кто-то – 5 часов.
Всяко бывает. Когда мало спишь, потом все равно компенсируешь. Организм, ему же не прикажешь. Я не страдаю бессонницей. Бывали периоды, когда засыпал плохо, но в последнее время не могу сказать, что я засыпаю плохо. Сплю нормально, часов 8, наверное.
А вы человек полностью литературный? Смотрите кино, сериалы?
Да. Конечно.
Что из последнего посмотрели такого, интересного?
И сериалы, и кино. Очень много смотрю футбол, и совершенно страстный болельщик «Спартака».
О! Наш человек!
Полжизни у меня уходит на эти дела. Я очень в этом плане гедонист. И музыку слушаю. Разных уже за жизнь наслушался. И езжу много. И страны мне интересны, города разные, люди.
Музыка – это классическая?
Классика, да. Дребедень я не слушают
А какую? Несколько любимых композиторов?
Все композиторы хороши.
А которые наиболее близки?
Малер, конечно, Брукнер, Вагнер. Есть композиторы, которых просто невозможно не любить – Моцарт, Шопен, это понятно. Музыки очень много, которую стоит слушать. Можно и Денисова, и Шнитке, и Губайдулину слушать. Но для этого нужен определенный опыт музыкальной жизни. Если ты просто слушаешь, это будет тяжело. Есть более сложные вещи, написанные в ХХ веке: и французская шестерка, Дариус Мийо, Пуленк, Онеггер. Это слушать сложнее, нужно понимать, как оно устроено. Это не Моцарт, которого любой может слушать и получать удовольствие. Недавно я переслушивал Отторино Респиги – итальянский композитор, совершенно потрясающий. У нас его знают, но меньше. «Фонтаны Рима» – это потрясающая музыка. Музыки много.
Ну и последний вопрос. Вы коренной москвич. Какой район Москвы любите особенно? Пройтись, подумать?
Никитская, Патриаршие, условно говоря – между Новым Арбатом и Тверской, этот район.
У нас в гостях был Максим Замшев. Спасибо.
Спасибо вам.