Твои стихи написаны скорее широкими крупными мазками, как у Маяковского, нежели оттенками импрессионистов. Ты в поэзии за грубое высказывание, как «сердце – граната», или за полутона?
Наверное, за яркость.
Ты хочешь и дальше так писать или видишь свое развитие по-другому?
Личность поэта сильно спаяна с его творчеством. Я и человек такой – грубый, громкий, яркий. Кто-то меня любит, кто-то терпеть не может, если я люблю, то я все для этого человека сделаю, последнюю рубашку сниму. А если не люблю – то сразу, и могу на три буквы отправить сразу. Я прямой человек, и в поэзии мою прямоту видно. Это не юношеский максимализм, а черта характера. У меня папа такой же – вспыльчивый очень, и я тоже. Пытаемся сублимировать – в зал ходим, чтобы скидывать ненужную агрессию, энергетику темную. Как это скроешь?! У меня есть под настроение нежные стихи, когда я чувствую нежность, то выражаю.
Я больше не про нежность, а про – сложность. Нежность тоже может быть довольно грубой.
Сложно я писала в 17–18 лет, когда была внутренняя потребность к препарированию атомов. Я пишу с четырех лет, как поперло, так и не останавливается. В 16 я выпустила первую книжку, переехала в Москву из Питера, поступила в МГИМО. Мне нравилось играть на созвучиях, аллитерациях. Мне даже стыдно сейчас перечитывать тексты того периода, потому что там за игрой слов иногда сложно разглядеть смысл, и образ тяжеловесный, потому что я играла на звукописи. Искала себя, увлеченно читала авангардистов и старалась писать сложно. Потом эта волна схлынула, и постепенно прихожу к более простому, не извращаюсь со звуками, например.
То есть делаешь то, что срабатывает на публику, на читателя?
Я стараюсь делать то, на что у меня срабатывает электричество в позвоночнике. То, что мне кайфово – я это и делаю. От моих ранних книг мне уже не очень кайфово. Для истории пусть останутся, но потомкам я бы их не хотела оставлять, даже дома их нет. На один сайт даже написала, чтобы они удалили одну мою книгу.
Это же опасный путь! Не боишься, что через десять лет будешь так же относиться к своим сегодняшним книгам?
Велика вероятность. Человек же развивается все время.
Ты так легко это отбрасываешь?
Мы публичные люди, и невозможно избавиться от своего прошлого. Либо ты стесняешься себя в прошлом, как это у многих происходит, и я не исключение: болезненно бывает перечитывать себя. Можно прятаться всю жизнь, удалять, а можно смириться: да, это часть моего прошлого, и я выросла из того, что было тогда. И может, сегодняшнюю книжку буду перечитывать через десять лет и зубами скрипеть.
Но какие-то тексты остаются навечно, даже если книжку ты не любишь. Какие свои тексты ты считаешь настолько важными и сильными, что они останутся?
Есть популярные вещи, которые останутся. Их сейчас если загуглить, выпадает миллион перепостов. Вот про коронавирус – не писалось, не писалось, а потом бабах и целая летопись коронавирусная вылезла. Текст, который сейчас прочту, наверно, останется – его уже называют чуть ли не манифестом нашего времени.
Это оценка критиков или общественности?
Общественности. Критическую заметку на него написал один украинский церковный деятель Яков Кротов. Он разразился гневной отповедью, что я мало вижу чернухи и слишком идеализирую.
Читает:
И говорили что-то родители про крах мировой экономики,
и сидели все в одной комнате, и думала Даша: «Мы в домике!»
И Витька ругался: «Застряли, как в чертовом бункере,
свалил бы сто раз отсюда куда подальше».
А Даша учила буквы, и гречка на кухне булькала,
и было не очень спокойно, но радостно Даше.
Смотрела она, пока делала заданное на завтра,
как доллар зеленый растет до потолка динозавром,
как президент в телевизоре велит не ходить на улицу,
как занавеска танцует, как Витька за ноутом дуется.
Какие у мамы красивые волосы, какие у папы большие руки,
наконец-то можно налюбоваться на них, наглядеться.
И думала Даша, отдыхая от ежедневной разлуки,
что сейчас у нее неплохое, в сущности, детство
и что вообще лучший праздник – весь этот коронавирус.
И цвела в ее шестилетнем сердце неуязвимость.
Потому когда мама заплакала, что все это полный конец,
и когда папа ответил, что действительно – Апокалипсис,
Иначе такую весну бы в окне не показывали!»
Ведь и правда же, глупые взрослые, как это может быть ад,
если все расцветает и птицы над всем звенят,
если солнце повсюду, и свет его величав,
если мама и папа такие смешные в его лучах,
если даже Витька уже не сердится в его свете.
Если это весна.
Весной не бывает смерти.
Этот текст очень любит Любовь Толкалина, читает его периодически на выступлениях своих онлайновых, сейчас других не бывает (смеется).
Был онлайн-марафон поэтический в политехническом музее, и Люба там читала мой текст наряду с произведениями Федора Сваровского. Она с родителями своими самоизолировалась в деревне в Рязанской области, откуда она родом, и оттуда ведет прямые эфиры в том числе. И это было так эпично: она читает, идут технические сбои, все лицо в пикселях, а голос – этот чистый росток красоты – прорастает сквозь это техническое безобразие. Мне кажется, это очень символично, что люди из разных точек мира – кто в Нью-Йорке, кто во Франции, кто в деревне, кто в Москве или Питере, но мы все одновременно вместе.
Ты много написала за это время?
Текстов шесть, и для меня это много. Обычно я по одному хорошему стиху в месяц пишу. Лет в 18–19, бывало, писала через день: как попрет – и не можешь остановить этот поток, как «горшочек, не вари». По стиху в месяц – это хорошо, я фильтрую то, что приходит, чтобы было максимально качественно. А тут за два месяца – шесть хороших текстов. И они как раз меня спровоцировали сделать спектакль – там будет шесть поэтических блоков.
А как вообще сделать идеальный поэтический спектакль?
Это к режиссеру вопрос…
У тебя же моноспектакль!.. Ты их сама ставишь?
Сначала мне помогал мой друг, Макс Потемкин. Он актер, поэт, бывший танцор балета. Мы с ним вместе начинали работать в жанре интуитивного поэтического перфоманса в 2014 году. У нас был спектакль «Дуэт», делали в Булгаковском доме. Суть в чем: ты читаешь стих, и либо сам себе отвечаешь, либо другой тебе отвечает тоже стихом, который вспоминает, – по типу игры в ассоциации.
Это действительно ассоциации или по сценарию?
Последние выступления – по сценарию, а начинали мы именно с ассоциации. И в этом есть своя магия! Ведь ассоциация может быть разная: например, Макс читает свой текст про бабочку, и у меня есть текст про бабочку. И если у него –
Бабочка должна быть белой,
Чтобы глаз не отвести,
Ослепительное тело
Заметалось на пути.
И заканчивается оно: «…это в бабочку, как в щелку, чуть прищурясь, смотрит бог…» А мне приходит мой текст про Питер, который очень любил Андрей Дементьев:
О коммунальный ад в четыре комнаты!
Лежу в одной и вижу, разомлев,
Свой Питер, словно бабочка, приколотый
Иглой Адмиралтейскою – к земле.
И Максу приходят стихи про Питер уже, и <получается> такой пинг-понг.
А к чему это в итоге приходит? Заложена заранее какая-то драматургия?
Если ты попадаешь в поток, то всегда чувствуешь, когда надо закончить. И ты же очень живо взаимодействуешь с залом: они могут поаплодировать, могут покричать «браво», могут промолчать, или встать, – ориентируешься на зал. Но и друг на друга тоже.
А потом я стала одна делать моноспектакли. Макс помог с первым – BESTелесность, я его играла в разных городах. Следующий уже сама поставила, там сложно было не догадаться, как делать, так как он назывался «Я умею огонь», и все вертелось вокруг огня: свечки были, мантия прикольная…
То есть не совсем импровизация?..
50 на 50. Реквизит и что будет на сцене – продумано и приготовлено заранее, но стихи я выбирала уже на сцене. И вот уже с этой постановкой я объездила очень много городов – от Нижнего Новгорода до Элисты! А потом каждый новый спектакль, как надоедает одни стихи читать, делаю из новых.
Последняя вещь – при участии композитора, музыканта Марины Гутеневой. Мы сделали спектакль на двоих, она аккомпанирует мне на гитаре, я выступила режиссером. Летом 2019-го с этим спектаклем участвовали в настоящем театральном фестивале Риты Саар «НестандАРТ». Ничего там не заняли, ведь там были профессиональные режиссеры, но было приятно, что меня вообще туда включили. Рита мне предложила, я согласилась. Причем, я думала, что буду как гость со стихами выступать, а потом в программке увидела: «Режиссер Юлия Мамочева, спектакль „Мой радар"». И можно было отменить, мол, ошибка, опечатка, но я по натуре боец, и решила, что раз меня заявили как режиссера, придется им стать за неделю. Мы заморочились! И грим нам делали – моя читательница, прекрасная визажистка Анна Князева, платье у Марины было красивое – она изображала Музу, а я Поэта. Очень хороший опыт, мы бы хотели его повторить.
Ты еще и в профессиональном театре с недавних пор играешь. Расскажи про эти ощущения.
В театре я с 2012 года, и первой моей сценой была Малая сцена театра на Таганке, еще до ее реконструкции. Меня туда пригласил Влад Маленко, это был самый первый выпуск «Театра поэтов». Там был Замшев, Чистяков, Зубов… в общем, мужчины за 50 и Юля Мамочева – такая подборка. И еще мой папа был в Москве и пришел тогда на этот спектакль.
А для меня театр на Таганке очень значим, еще в студенчестве я откладывала стипендию, и через день ходила туда за сотку. И после этого первого перфоманса я мельком познакомилась с Валерием Золотухиным, ему понравился мой текст «Вершина», и он сказал, что Володя <Высоцкий> наверняка бы оценил этот текст, и мне это было так приятно!.. Что через одно рукопожатие я «знакома» с легендарным Владимиром Семеновичем…
Потом с Театром поэтов было еще несколько проектов, Влад Маленко ставил наш небезызвестный спектакль «Сотворение мира», премьера которого состоялась в Александринке в Питере, выступали в Москве. Потом было еще несколько постановок. И в этом году я открывала поэтическое десятилетие во МХАТе, куда ты меня пригласил.
Пригласил-то я, но осталась там ты! Расскажи об этом!
Мы начали работать над моим спектаклем и долго не могли подобрать актрису читать мои стихи. Не получилось с Алисой Гребенщиковой, стала читать актриса МХАТа Екатерина Ливанова.
На репетициях я очень подружилась с режиссером Сергеем Глазковым – как-то очень быстро, буквально за два дня. Нашли очень много точек пересечения, общались о поэзии, о жизни – сразу поняли, что мы на одной волне. И он предложил поучаствовать в профессиональном спектакле, хотя у меня нет театрального образования, но он сказал: вижу талант, давай! Я согласилась, и первым стала читка современной пьесы «Это все она», белорусского драматурга Андрея Иванова. Гениальная пьеса, в которой половина действия происходит в виртуальной реальности – буквально предсказано то, что у нас сейчас. У меня была сложная роль: я играла аватара матери. Мать – женщина лет 40, потерявшая мужа, которая пытается найти общий язык с сыном. Для этого она создает в интернете аватара – девочку-гота, которая тоже слушает тяжелую музыку, тоже переехала из Питера (это уже параллель со мной), и аватар находит с мальчиком общий язык так, как не могла сама мать. Сложность роли в том, что мне приходилось играть и мать, и то, как мать пытается быть подростком. Такая матрешка, две роли в одной, и ни одну нельзя проигнорировать. И Сережа дал нам задание показывать отстраненность, максимальную холодность, чтобы было два живых персонажа и два неживых аватара. Мы успели отыграть премьеру на сцене МХАТа 19 февраля, а на карантине мы показывали ее на ресурсе «Комсомольской правды», и пьеса очень зашла людям – более 20 тысяч просмотров было. И третий опыт – была куратором на одном спектакле прям перед самым карантином 3 марта.
Как в тебе, поэте, уживаются такие противоположности: МХАТ – достаточно «правый» театр, часть твоей аудитории «левых» взглядов, ты можешь поехать в Киев выступать – и там есть своя аудитория. Как в тебе сочетаются такие полярности и как удается везде достичь успеха?
Основная причина – в честности. Я не заискиваю ни перед какой аудиторией, и говорю об общечеловеческих вещах. Что «правый» человек, что «левый» когда-нибудь любил. Он любит свою мать, бабушку, отца, близкого человека, которого выбрал себе в пару, детей, страну. Я не говорю в своей поэзии на спекулятивные темы, а все-таки больше о вечном, потому что мне самой сиюминутное не очень интересно, я больше за глобальные философские материи.
При этом твои тексты – прямое философское высказывание!
Мы же, люди, – не картонные, а многогранные. В каких-то вещах я строго за общечеловеческие ценности, в других – за «левые» и так далее.
Я честна – а честность подкупает. По крайней мере, меня честность подкупает всегда, и когда я слышу от человека то, что мне не близко, но он сам в это верит и не меняет и отстаивает свою позицию, а не как флюгер – куда ветер подул, туда и повернулся, я буду его уважать и руку жать. А когда в глаза одно, а за глаза другое – это не очень интересно. И третье – общечеловеческие вещи. Эти все грани есть во мне самой.
Но границы раздела не всегда проходят по политике, например, а бывают общечеловеческие. Например, как домашнее насилие, которое сильно поляризует общество. Как ты умудряешься пройти по бровке, не срываясь ни в одну сторону?
Потому что я за здравый смысл. Никто не станет отрицать, что в нашей стране есть проблема домашнего насилия, и карантин это лишний раз доказал – дети, женщины, пожилые, да и мужчины наверно тоже подвержены этому. Эта тема не гендерная, а общечеловеческая, когда один хочет контролировать и бьет другого. Он пользуется вседозволенностью, потому что сейчас в России нет закона, который бы защитил жертву. Я говорю с позиции здравого смысла: если ты с кем-то живешь, то бить этого человека плохо, как плохо отбирать у него деньги. Если ты родил ребенка – неси ответственность. Или не рожай, или не бей, если он орет и мешает тебе работать, потому что надо было раньше думать, потому что известно, что дети иногда орут. И такое общечеловеческое очень тяжело оспорить. В любом движении есть неадекватные люди, это нормально. Тот же феминизм говорит супер радикальную вещь, что у женщин должны быть равные права с мужчинами.
Но ведь равные права и полное равенство – это разные вещи. Когда люди полностью равны, они имеют и права, и обязанности. Но существуют различия, которые не позволяют достичь равенства во всем, и его, может, не нужно достигать. Например, определенные виды работ, связанные с физической нагрузкой, или финансовые стереотипы, и финансовый стереотип положителен для женщин, потому что когда женщина начинает требовать от мужчины денег, то это ей на пользу.
Но если у тебя есть деньги, ты не пойдешь в магазин воровать кусок масла или не поедешь в автобусе «зайцем». Если бы не было ущемления, такого стеклянного потолка для женщин, что они получают на 30% меньше мужчин, то они бы и не просили у мужчин. Если Саша Митрошина зарабатывает миллионы своим умом, то она ни из кого не выколачивает 500 рублей. Со стереотипами нужно бороться, и жить в ладу со здравым смыслом. Те же тяжелые работы: есть женщина, которая жмет от груди 80 кг, а есть мужчина с болезнью костей.
Хорошо, а призыв в армию? Призывают только мужчин!
Это плохо, я считаю, что у нас должна быть контрактная армия. Это меня всегда возмущало – почему половину населения принудительно призывают в армию и заставляют отдавать на это часть своей жизни?! Мой младший брат через пять лет столкнется с проблемой призыва. Почему он должен отдавать часть своей жизни и встречаться с той же дедовщиной, а сын богатого папы избежит этого, потому что за него отстегнули 100 тысяч? Я в корне против такого и против усиленной милитаризации нашей страны, которую нам пытаются навязывать. Стоит обратить внимание на другие вещи. Что, у нас нет других проблем, кроме войны и на нас правда постоянно кто-то пытается нападать?!
Ты же понимаешь, что это определенный механизм воздействия на общество, довольно неестественный. И как только начинается поляризация: пространство резких высказываний, пространство прямых действий, вот тогда растет градус агрессии. Вот с этим разве искусство не должно бороться – с агрессией и повышением резкости визга во всех смыслах?
А как оно может тут бороться? Быть нейтральным?
Твоя поэзия очень высоких тонов, резких широких мазков. Тебе не кажется, что такая поэзия и увеличивает агрессию? Твои «Незабудки» очень поляризуют аудиторию, вызывая болезненную реакцию, то есть искусство вызывает болезненную реакцию, и градус в обществе увеличивается.
А градус какой? Это стихотворение про то, что женщину убили. Она любила человека, жила с ним, но умерла из-за него.
…И человек, который никогда с этой темой не сталкивался, но прочитал «Незабудки» и стал относиться к этому радикально.
А как иначе? На определенную тему и должен быть радикальный взгляд. Нельзя насиловать людей – никогда и ни за что.
Уголовный кодекс регулирует эти вещи…
За убийство – да, а остальное – попробуй докажи. Осуждение идет в сторону женщины: сама виновата. Если изнасиловали, то начинают перебирать ее белье и обвинять: она спровоцировала, пришла в короткой юбке, а если пьяная – зачем пила и зачем вообще пошла к мужчине в гости… И мужчину ставят в положение ненормального: он увидел голую коленку и набросился, а женщина – провокатор, сама пришла – сама виновата.
Сумасшедший, может, и набросится, а если не сумасшедший, его наверно надо все-таки спровоцировать, нет? Он же чем-то мотивирован, он же не дебил озабоченный… Вот где градация?..
Автор вопроса прям нарывается на цензуру ))
А как именно спровоцировать-то? Это из той же серии дискуссии про педагогов. Моя подруга Аня написала очень хороший пост: табу встречаться со своим студентом. Выпустились <из вуза> – пожалуйста, встречайтесь. Иначе, если ты педагог, либо уволься, либо перейди в другой вуз, чтобы не контачить со своим студентом, какая бы ни была большая любовь. Иначе неважно, кто как одет и выглядит, просто – нельзя. Потому что педагог и студент изначально на разных социальных ступенях. Студентка может пригрозить, что она папе пожалуется за домогательства, а педагог пригрозит, что если она не раздвинет ноги, то он ее отчислит. Поэтому и нельзя встречаться педагогу и его студенту, чтобы не было в дальнейшем спекуляций. То же и в домашнем насилии, все не ангелы, и орут друг на друга, и тарелки бьют, но не надо нарочно себя так вести. Это касается и эмоционального, и психологического насилия. Я, может, страшную вещь скажу, но каждый из нас наверняка проявлял насилие к другому, мы все не ангелы. Мы манипулируем, шантажируем, ведем себя грубо, можем обидеть, испугать, но речь идет о том, что человек хотел этого не делать. В законе, который предлагает моя хорошая подруга Алена Попова (мы с ней сотрудничаем в этой теме), четко сказано: нужна реабилитация для самих абьюзеров. Когда человек чувствует, что он что-то не то делает и может прийти и попросить помощи: я обижаю своих близких, что мне делать?
У нас же в стране другая позиция: всегда виноват тот, кого обидели.
Тоже не всегда, есть же градации. Просто мы видим резонансные примеры, а не всю картину.
Вот вчера читаю новость, что муж убил свою жену, мать пятерых детей. В комментариях пишут, что это она плохая мать, наверно его довела. Но это как надо довести, чтобы человек убил и очень старался ее изуродовать?! И тут даже нашлись «адвокаты», которые и про своих жен сказали, мол, порой так выбесят, что убить хочется.
Читает стихи
…И тогда пришла Она к Марье, и в ноги упала ей.
Говорит: хоть ты защити меня, обогрей!
Посмотри, говорит, до сих пор я вся в синяках,
не болят они больше, да все не сойдут никак.
Говорит: и к подругам ходила я, и к ментам,
лезла в пе́тлю – а он обещал, что найдет и там.
Здесь же – плачет Она – голубые цветы цветут,
сделай, Марья, чтобы меня не нашел он тут!
Марья гладит по голой спине ее, вся звеня.
– Сколько вас, – отвечает – здесь таких у меня!
Становись, – говорит – вот сюда, как есть, босиком,
становись, – говорит – голубым-голубым цветком.
…И смотрела Она, становясь голубым цветком,
как из их квартиры его волокли менты.
И орал он, но голос Ей был уже незнаком,
и впервые Ей не было страшно до тошноты.
У подъезда шептались старухи. Курил сосед.
Сыну лет четырех мать прикрыла глаза рукой.
И на все это падал бескрайний, звенящий свет –
не сентябрьский, а какой-то совсем другой.
А потом голубое настало вдруг забытье.
Позабыла Она несчастное тело свое,
позабыла имя, голос, лицо и быт,
так и стала цветком средь таких же цветов голубых.
И глядит на них Марья.
И шепчет:
– Ни там, ни тут
не найдут они вас. Не найдут они вас. Не найдут.
Назови пятерых современных авторов, которых нельзя не знать и которые для тебя – главные.
Александр Кабанов, Евгения Бельченко, Анна Долгарева, Вера Полозкова и, уважим педагога – Дмитрий Львович Быков, конечно. В одном общем сборнике должны были опубликовать как раз Долгалеву и Быкова, и Быков, узнав о Долгаревой, отказался.
А с тобой так бывает – что кто-то с тобой не хочет быть в одном сборнике, например, или ты не хочешь?..
Я не хочу с откровенно слабыми. Мне все равно, что человек исповедует, если он это делает искренне и красиво, хорошо пишет. Есть те, кто меня недолюбливает, есть, кто слухи распускает, что я нечестно заработала свои деньги, издала свои книги или пробилась во МХАТ. Почему-то у таких людей голова работает только в одну сторону, но каждый мыслит в меру своей испорченности. Или говорят: Я не хочу с Мамочевой выступать, мы с ней в конфликте». По мне это попытка привлечь к себе внимание. Если и в конфликте – никто же не просит обниматься на сцене, выйди, прочитай и все. А когда это так на щите выносится, так и хочется спросить: «А что случилось-то?» – «А я вам не скажу!» Смешно.
Это зависть?
Я это называю избирательная принципиальность. Я ненавижу ложную скромность. Да, я привлекаю внимание и своей деятельностью, и своими успехами, и в достаточно небольшом возрасте многого добилась. Но по большей части потому, что много работала. Люди же эту «большую часть» упускают, считая, что Мамочева родилась и сразу – книжка издалась, бабах, вторая, бабах – и премия летит, а потом предлагают: а во МХАТ не хочешь ли; и Быков сам бежит с книжкой, и Сурганова только и делает, что деньги мне на карту отправляет каждый день. Люди, видимо, как-то так себе это представляют. А то, что выстроить контакт с человеком – тоже большая работа, поступить в МГИМО, где я познакомилась с Быковым, – тоже большая работа. И деньги я зарабатываю своим творчеством с 16 лет. Я продаю свои книги и рисунки. Еще в Питере я работала с 14 лет в газете – новостные заметки писала, интервью брала у местных муниципальных деятелей, работала книжным иллюстратором. Я все время работаю, и для меня логично, что какой-то успех приходит. Не всегда везет, как с какой-нибудь премией или конкурсом, вот принципиально не везет и все. Но если ты пашешь, то количество переходит в качество. Я сторонник такого подхода, а не сидеть в носу ковырять и ждать, когда же свалится на меня успех?! То же самое касается и продвижения: логично, что люди меня знают, если я с 14 лет выступаю в Питере, и с 17 – в Москве. Сначала ты работаешь на авторитет, потом тебя уже приглашают.
Давай успехом и закончим. Великому русскому поэту сколько приличествует иметь сегодня подписчиков в Инстаграме, и какую сумму дохода?
У каждого свои суммы…
По твоему мнению. Представим, что ожил Бродский, и сколько бы сегодня у него чего было?
Сегодняшний Бродский – это <Дмитрий> Воденников. Можно посмотреть, сколько у него чего.
Я не говорю, сколько нужно, а сколько прилично?
От нуля до бесконечности – каждый сам себе определяет эти числа, правда. Подписчики подписчикам рознь. Если они активны – это одна цифра, если неактивны – другая. Я знаю блогеров, у которых по 12 тысяч подписчиков и по тысяче лайков под каждым постом, а у кого-то 200 тысяч и 50 лайков. Сразу видно, кто купил, а у кого живые. Главное, чтобы автор был востребован, чтобы его приглашали в проекты, если ему пишут люди – значит, он востребован. А по деньгам – чтобы на жизнь хватало, поэзией не так легко заработать, как правило, нужны какие-то смежные сферы деятельности.
Что ж, закончим с полярными вопросами. Спасибо за содержательное интервью, уверен, мы сделаем еще много совместных проектов и во время, и особенно после карантина. Спасибо, Юля!