Современная литература
Современная литература
Поэзия

Очень краткая история слэма

Джамиль Нилов

История поэтического слэма не насчитывает и сорока лет, но за это время формат прочно утвердился на всех обитаемых континентах. Десятки, а может и сотни тысяч поэтов по всему миру принимают участие в баттлах различного масштаба. А всё началось в небольшом чикагском джаз-клубе Green Mill в 1986 году, если верить «Википедии».

Но если мы не будем слепо верить главной интернет-энциклопедии, то вскоре поймём, что слэм зародился двумя годами раннее, в ноябре 1984 года, в том же Чикаго, но в заведении под названием Me High Lounge. Идеолог слэма – человек идейный (простите за тавтологию) Марк Смит – американский поэт и социалист по совместительству, много лет подряд скитавшийся по свободным микрофонам, где авторы в основном слушали самих себя. Марку изрядно надоело, что стихотворцы только пополняют выручку кабаков, сами не имея ни аудитории, ни гонораров. И он решает опробовать новый формат по правилам спортивного состязания.

Первые два года слэм не был регулярным и часто совмещался с номерами стендаперов. Однако уже тогда были заложены основы: строгий временной регламент, зрительское голосование, и аннулирование низшей и высшей оценок при подсчёте голосов. Наконец в 1986 году в джаз-клубе Green Mill слэмы стали проводится на постоянной основе. Конкурс резко резонировал с существующими поэтическими вечерами, а потому вызвал немалый интерес у поэтов не только из Чикаго.

Вскоре вечера стал посещать некий автор из Нью-Йорка – Боб Холман, чьи предприимчивость и энтузиазм сыграли не последнюю роль в распространении нового формата. Уже в 1988 году он проводит поэтический слэм в «Большом яблоке» на сцене Nuyorican Poet's Cafe. Буквально за два последующих года из Нью-Йорка идея слэма проникает в штаты по всей Америке.

В 1990 году в Сан-Франциско проходит первый Национальный слэм, организованный поэтом Гэри Глазнером. В турнире приняли участие всего три команды поэтов из Чикаго, Нью-Йорка и Сан-Франциско. Стоит отметить, что в отличие от американской академической поэтической среды тех лет, слэм изначально был полностью открыт для представителей всех рас и гендеров. На первом национальном турнире, а в дальнейшем ещё трижды, победу одержала афроамериканская поэтесса Патрисия Смит, для которой слэм во многом открыл двери в большую литературу. К примеру, на основе стихов Патрисии, нобелевский лауреат драматург Дерек Уолкотт, воодушевленный её выступлениями, поставил одну из своих пьес.

Американский национальный слэм ежегодно собирает поэтов по настоящее время и включает себя более 80 команд из США, Канады и Европы. В общей сложности в Соединенных Штатах проводится три турнира в национальном и международном масштабе: командная игра National Poetry Slam (NPS), индивидуальный турнир World Poetry Slam (iWPS) и женский слэм Women of the World Poetry Slam (WoWPS).

Но не стоит думать, что новый формат органично и беспрепятственно влился в американскую литературную среду. Один из ведущих американских критиков и теоретиков литературы Гарольд Блум охарактеризовал поэтический слэм, если не тремя буквами, то тремя словами. «Это смерть искусства» – заявил он, давая понять, что реакция официального литературного сообщества неотвратима. Однако реакция эта мало как могла повлиять на устроителей слэмов и на их участников, так как турниры изначально проходили независимо от литературных журналов, издательств и писательских ассоциаций.

Росту популярности слэма во всем мире способствовал и выход двух кинолент – документального фильма «СлэмНэйшн» в 1996 году и художественной картины «Слэм» двумя годами позднее. После этого турниры стали привычным явлением не только в соседней Канаде, но и в Европе.

В 1999 году Национальный поэтический слэм прошел в Чикаго, а освещала турнир газета «Нью-Йорк Таймз». Это событие можно, пожалуй, считать той чертой, когда конкурс окончательно вышел за пределы андеграунда и получил официальное признание на высшем уровне.

Уже в 2002 году продюсер и певец Рассел Симонс запускает телесериал DefPoetry, в основу которого лёг слэм, на канале HBO, имеющем десятки миллионов подписчиков в США и за их пределами. Шоу подразумевало исполнение стихотворений не только поэтами, но и известными актёрами, певцами и другими знаменитостями. За шесть лет существования проекта на экраны вышло семь сезонов.

Шоу было восторженно встречено пионером нью-йоркского слэма Бобом Холманом и раскритиковано основателем турнира – Марком Смитом, обвинившим телеканал в коммерциализации искусства. Но слэм, хорошо это или плохо, уже давно не принадлежал своему родоначальнику.

Первый же слэм на Европейском континенте был проведен еще в 1987 году в Гейдельберге (Юго-запад Германии) Винсом Койтером, который познакомился с правилами турнира незадолго до этого в Чикаго. Однако до середины 90-х европейский слэм не был структурирован, и одиночные мероприятия не могли дать такой импульс для развития, какой был в США.

Ситуация коренным образом изменилась в только 1995 году, когда первые слэмы стали проходить в Франции. За несколько лет турниры приобрели популярность по стране, а в 2004 году состоялся и первый национальный турнир. С 2007 года в Париже, благодаря усилиям поэта Пилота ле Хота и его команды, проводится всемирный поэтический чемпионат «Гранд поэтри слэм». Сейчас турнир объединяет авторов из 40 стран мира, в том числе и из России.

Совершенно грандиозное событие, которое принято считать крупнейшим поэтическим турниром за всю историю человечества, произошло в Лондоне летом 2012 года. В рамках проводимых в британской столице Олимпийских игр была организована и Культурная Олимпиада. Кроме традиционных поэтических чтений событие включало в себя англоязычный молодежный поэтический слэм. В отборочных турнирах по всему миру от Канады до Индии приняли участие более 12 тысяч поэтов, что является абсолютным рекордом для подобных мероприятий. Победители региональных этапов поехали покорять Лондон.

Это мероприятие стало в свою очередь отправной точкой для истории поэтического слэма в Индии. Прозрачность, демократичность и возможность стать победителем вне зависимости от места проживания и финансового благополучия обозначили социально-культурную роль слэма. Французские турниры популяризовали формат в свою очередь во франкоязычных странах Африки.

Специфическим образом слэм развивался в Японии. Профессор Кацунори Кусуноки в 90-е годы стал устраивать турниры в университетских стенах. Причём каждое состязание было оформлено в различной тематике. Поэты выходили на ринг в боксерских перчатках, облачались в рыцарские доспехи или в одеяния самураев. Классические правила позже всё-таки пришли в страну восходящего солнца, а с 2015 года японские авторы участвуют во Всемирном слэме в Париже.

Если говорить о Германии, то после турниров в Гейдельберге с 1993 года состязания стали проводиться регулярно. Немецкие слэмы являются самыми популярными в Европе, собирая до 10 тысяч зрителей, а их столицей в течение долгого времени остаётся Гамбург. Лучшие слэмеры Германии соревнуются в рамках «Best of Poetry Slam». Поэт и конферансье Мишель Абдоллахи проводит все мероприятия, которые проходят в рамках турнира.

Также в Германии проводятся и русскоязычные слэмы. В одном только Берлине существуют три регулярных турнира. Один из организаторов этих ивентов – поэт-перформер Александр Дельфинов так прокомментировал «Современной литературе» причину большей популярности слэмов в Германии, если сравнивать их с российскими ивентами:
«Здесь дело скорее даже не в уровне культуры, а в логистических особенностях. Учитывая развитую транспортную сеть и небольшие расстояния, немецкие слэмы свободно посещают поэты и зрители со всей Германии, а также из соседней Австрии, Швейцарии и других стран. Чтобы перевезти русского поэта, допустим, из Сибири в Москву, требуется гораздо больше времени и денег. Русский слэм – это вообще отдельная история, русскоязычные авторы всегда сильно выделяются среди европейцев».

Автор этой статьи соглашается с известным берлинским поэтом и, завершая краткую историю мирового поэтического слэма, надеется, что читателю будет не менее интересно узнать, как появился и развивался этот формат в нашей стране, а потому настоятельно рекомендует следить за материалам «Современной литературы», где в ближайшее время и появится материал на эту познавательную тему.