Ольга Коробкова
А вы знаете о том, что дети читают? О том, что дети читают классику? О том, что дети читают классику вслух? Наизусть, с выражением, на камеру, на огромный зал? О том, что конкурс, давший им всё это, родился десять лет назад? Конкурс для подростков, призванный оживить классику. Он так и называется – «Живая классика». За ним стоит филолог, литературовед из Санкт-Петербурга Марина Смирнова – человек невероятного энтузиазма.
Конкурс «Живая классика» сумел взлететь благодаря тому, что в нём наиболее полно и последовательно воплотился принцип социального лифта. Страна с огромной территорией неизбежно сталкивается с проблемами географически-социального неравенства. Здесь, однако, возможности для всех равны: главное – записать видеоролик, предварительно зарегистрировавшись на сайте, и отправить запись. Но начинается-то этот путь с прочтения книги! С выбора самого выразительного, по мнению чтеца, отрывка. С глубокого погружения в мир книги... Собственно, вот она – главная идея конкурса, об этом говорит и Марина Смирнова: не всегда дело доходит до какого-то заметного результата, но то, что дети зачитываются – главный результат. Потом, важно не просто прочитать, но и поделиться тем, что любишь, донести это до людей, с которыми делишься. Значит, вторая главная идея конкурса – это общение и самовыражение.
Секрет успеха «Живой классики» и в том, что она появилась в нужный момент. В 2011 году ситуация с литературой для подростков была далеко не столь лучезарной, как сейчас. Современные подростковые авторы уже потихоньку выходили к своей аудитории, но каждый из них был «одним в поле воином». Тогда как нынче литература для тинейджеров – это огромный, обжитой, разноцветный мир. И большое число премий, которые вручаются в области детлита, подтверждает это. А некоторые книжные магазины обустраивают для подростковых книг отдельные залы. И дети читают книги, дети активно обсуждают их, даже пишут на них отзывы и рецензии.
Но ничего похожего не было в России десятилетней давности. И саму мысль о таком конкурсе подсказал европейский опыт. «Давайте попробуем привить его на нашей почве!» – решили организаторы, не особенно веря в успех своего начинания. Но повернулось всё неожиданно и чудесно. Во-первых, конкурс почти сразу стал набирать обороты, в него вовлекались всё новые регионы и участники. Во-вторых, дети решили читать прозу наизусть, чего не было в правилах. Это первый творческий момент. В-третьих, пришло и другое название: вместо латинского «Proversa», то есть «проза», конкурс стал называться ёмко и многозначно: «Живая классика». Имя родилось благодаря общению Марины Смирновой с А.Г. Битовым – именно он стал для неё живым классиком.
Итак, 2011 год – 20 тысяч участников, 2012 год – уже 2,5 млн. Но порядок не изменился: Конкурс проводится в несколько этапов: классный – школьный – районный либо муниципальный – региональный – всероссийский – суперфинал.
Таким образом, любой школьник старше 10 лет может участвовать в соревновании – и дойти до суперфинала. Суперфинал «Живой классики» обычно проводится на Красной площади, и лишь в нынешнем году, в честь десятилетнего юбилея, проходил на родине – в Санкт-Петербурге, в Петропавловской крепости.
Конечно, в выборе авторов, фрагментов текста ребёнку помогают старшие наставники, «значимые взрослые» – родители, учителя, но решающее слово принадлежит юному чтецу, выбор делает сам подросток. После того как определились с выбором, можно привлечь и мастеров по сценической речи, дикторов, актёров, руководителей театральных студий и т.п.; тут уже возможны импровизации. Надо отметить, что эти мастер-классы входят в жизнь участников надолго: даже в Артеке, во время всероссийского этапа «Живой классики», с детьми общаются актёры, писатели, режиссёры... Но теперь это уже «высшая лига». Финалисты получают отличную выучку, возвращаются с чемоданом новых знаний, умений, впечатлений. И это уже само по себе выигрыш!
Президенту фонда «Живая классика» Марине Смирновой и организаторам конкурса удалось привлечь к проекту лучшие ресурсы, каждый из них лидер в своём направлении деятельности. Достаточно сказать, что главный приз всем финалистам предоставляет центр «Артек», а поддержку участников и помощь в конкурсном отборе обеспечивает знаменитая «Щука» – театральное училище им. Щукина.
С чтения каких текстов начинался конкурс? С классики, но школьной. С текстов школьной программы. Сейчас большая часть отрывков взята не из программы – это либо дополнительное чтение, либо самостоятельное плавание по морю литературы/книжным морям и океанам. Но и тут всё непросто: сейчас у «Живой классики» каждый год формируются списки «запрещёнки» – авторов, которых временно запрещено читать со сцены. Зачем это надо? Прежде всего, затем, чтобы не повторяться: организаторы больше всего опасаются статики, повторения, тиражирования своих собственных успехов. Существует и мода на авторов – как правило, впечатлительные подростки охотно перенимают текст победителя прошлого года и начинают его воспроизводить. Поэтому иногда нужны ограничители.
Не секрет, что школьная классика очень нуждается в «стряхивании нафталина». По словам Марины Смирновой, многие произведения программы у нас «как чемодан: и нести тяжело, и бросить жалко». Но тем больше нужен им разнообразный подход и свежий взгляд! Приближение, оживление, точка зрения на текст «изнутри» текста. Согласитесь, одно дело – вникать в книгу на уроке литературы, и совсем другое – слушать, как её читает ваш сверстник со сцены: ярко, эмоционально, пропуская через себя каждое слово.
Конкурс разрастается, обрастает новыми образовательно-культурными проектами. В качестве чтецов-актёров ребята участвуют в проекте «Говорящая книга». Следующая масштабная акция – Всероссийская школьная летопись. Потому что читающие дети – это чаще всего дети пишущие. Почему бы не попробовать себя в роли писателей? И вот – такой прекрасный шанс написать свою книгу, зафиксировать свои школьные будни и праздники, сохранить воспоминания о детстве и школьных друзьях. И даже издать эту книгу. Проект «Всероссийская школьная летопись» тоже направлен на общение ребят, умение договариваться, вести общие дела, доводить их до результата.
Для этих же целей существуют лагеря фонда «Живая классика» и одноименный клуб. Так что «Живая классика» – это уже практически целый бренд. Количество и качество в одном флаконе.
Президент фонда «Живая классика» Марина Смирнова:
– Книги, писатели – это та среда, которую мы сами формируем возле себя. Живя в любой точке страны и даже мира. То, благодаря чему можно вырасти. Развиваться.
Заветная мечта Марины Смирновой – Всероссийский день чтения вслух. День, когда читают все. Дети и взрослые. В любых местах, в любое время. Друг для друга. Для себя. Вслух!
Справка
Проект «Живая классика» является лауреатом нескольких премий: лауреат I национальной премии «Гражданская инициатива» в номинации «Духовное наследие» (2013 г.), лауреат конкурса профессионального мастерства «Ревизор» (2014 г.) в номинации «Чтение XXI века: лучший проект по продвижению книги и чтения», «Лучшая практика Агентства стратегических инициатив» (2014 г.).