Ольга Коробкова
Некоторое время назад среди широких читательских масс бытовало мнение, что современной детской литературы или нет, или она низкого качества. Сейчас, кажется, даже ретрограды готовы признать, что современная детская литература существует. Более того – она качественная и разнообразная. И значительную роль в повороте общественного мнения сыграло появление серьёзных премий в области детлита. Конечно, ситуация неоднозначна; возможно, новых имён появляется меньше, чем хотелось бы, а круг тех, кто попадает в шорт-листы, мог бы быть шире. Но у каждой премии свой формат, а это значит, что авторы должны будут открывать новые грани своего таланта и мастерства. Я бы сравнила это с калейдоскопом: встряска – перезагрузка – стёклышки ложатся в новый узор… Есть и разнообразие тематики, и резонанс с читателем. А современные дети – разборчивые и пристрастные читатели! Каждое издательство открывает «своих» авторов, а современное книгоиздание – это процесс объёмный.
Проведение конкурсов, вручение премий в области детской литературы – это попытка структуризации и популяризации. Каждая из премий, о которых рассказывается в этой статье, имеет свои традиции и основу. На вопросы об идеях и задачах конкурсов, об организационных процессах и о состоянии детлита в целом ответили создатели, кураторы, члены жюри.
Премия имени Михалкова: «Сегодня – дети, завтра – народ»
Литературный конкурс имени С.В. Михалкова является одним из старейших. Он начинался в 2007 году как всероссийский проект, затем получил статус международного. Премия имени Михалкова вручается один раз в 2 года. Итоги подводятся по итогам работы двух жюри – молодёжного и профессионального.
Руководитель проекта Ольга Буцкая: «Главные задачи литературного конкурса имени С.В. Михалкова – открыть для современного подростка новых авторов, новые сюжеты, новых героев, которых можно было бы поставить в один ряд с героями произведений русской и мировой литературной классики. Также очень важно было привлечь внимания писателей к проблемам подросткового возраста – особо сложного периода формирования личности, осветить актуальные для молодёжи проблемы, повысить заинтересованность подростков в чтении книг современных авторов. В конце 2020 года были подведены итоги уже седьмого Конкурса. Объявлен шорт-лист лучших рукописей, имена победителей назовут в ближайшие дни. Каждые два года жюри рассматривает более 500 рукописей, поступивших из разных уголков России и зарубежных стран. Эти рукописи можно смело назвать показателем современного литературного процесса в его подростковом “секторе”. Их отличает актуальность и острота тем (отношения в семье, поиск своего места в жизни, проблемы школы и улицы, человечность и равнодушие, и многие другие), жизнеутверждающие развязки сюжета, поддержание традиционных культурных и семейных ценностей. Профессиональное жюри состоит из известных литературоведов, критиков, редакторов издательств, библиотекарей и педагогов. Оно частично меняется каждый конкурс. На заключительном этапе оценки рукописей подключается молодёжное жюри, состоящее из подростков в возрасте от 12 до 18 лет. Каждый конкурс новый состав: спецкоры газеты “Пионерская правда”, лучшие читатели библиотек, студенты начальных курсов Литинститута и др. Важной особенностью Конкурса является то, что членам жюри рукописи для рецензии передаются анонимно, без указания автора, таким образом, исключая влияние имени и статуса автора. Оцениваются только художественные качества самого произведения. С 2007 года подведены итоги уже семи Международных конкурсов имени Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Конкурс живёт, растёт его популярность, увеличивается число участников, расширяется география конкурса. Он позволяет нашим зарубежным соотечественникам принять самое активное участие в русскоязычном литературном процессе. Впереди у нас VIII конкурс, он будет объявлен в 2022 году. Мы приглашаем авторов принять участие и начать готовиться уже сейчас».
Премия имени Успенского: «Коллективный Успенский»
Премия «Большая сказка» им. Э.Н. Успенского учреждена в 2020 году с целью поощрения современных детских писателей, создающих художественные и научно-популярные произведения высокого качества, воспитывающие любовь к литературе и способствующие приобщению детей к чтению. Она призвана увеличить количество интересных и живых произведений для детей. Её основная идея состоит в том, чтобы определить победителей по творческим принципам самого Э.Н. Успенского.
Куратор премии «Большая сказка» писатель Михаил Першин: «Идея премии принадлежит Российской государственной детской библиотеке (РГДБ) и Андрею Усачёву. Конечно, Андрей Алексеевич был главным двигателем. Если у премии есть “лица необщее выраженье”, то это именно его заслуга. Но нужно иметь в виду, что жюри у нас специфическое. Это не просто некая группа квалифицированных критиков и литераторов, хорошо разбирающихся в литературе вообще и детской – в частности. Это группа людей, так или иначе связанных с Эдуардом Успенским. Если же перейти на менее официальный язык, то скажу так. Жюри премии – это, фигурально выражаясь, такой “коллективный Успенский”. Как бы сам Э.Н. оценивал работы и выбирал, какие из них следует продвигать? Смоделировать это и призвана премия его имени. Начну с того, что у нас довольно узкий возрастной диапазон: нет книжек ни для самых маленьких (им относительно большие сказки ещё недоступны), ни для подростков. Но думаю, что то, что я скажу о нашем срезе, можно отнести и к другим возрастным категориям. Дело в том, что наша премия рассматривает уже опубликованные книги, то есть все авторы – более или менее состоявшиеся писатели, причем у большинства это – не первая книга. Так что они достаточно известны в мире детской литературы, и тут открытие вряд ли возможно. А вот что касается книг – то здесь несколько иная ситуация. Сам подход – назовем его “успенским” – состоит в том, чтобы каждая книга была открытием. Наша литература довольно (а возможно, даже и очень) разнообразна. Причём интересные книги выходят не только в центральных издательствах, но и, условно говоря, на периферии. А уж география авторов (включая даже тех, кто публикуется в столичных издательствах) ещё шире. Что называется, не оскудела земля талантами. И, конечно, разнообразие выражается не только в географии, но и в широте выбора тем, литературных приемов, стилей и т. д. Писать нужно как взрослый, зрелый человек, используя профессиональные приемы, ища нетривиальные пути, это возможно только при наличии кругозора, чтобы не изобретать велосипед, пусть даже самый хороший. Но оценивать свой труд нужно глазами ребёнка!
Тут два глагола: “двигаться” и “развиваться”. Двигаться нужно в ту сторону, в которую никто ещё не двигался. Но именно это и есть развитие. Любое другое направление движения развитием не является».
«Новая детская книга»: выбор издателя
Конкурс «Новая детская книга» – издательский взгляд на лучшие детские книги.
Это один из крупнейших российских конкурсов в области детской и молодежной литературы. Конкурс проводится одним из крупнейших детских издательств – «РОСМЭН» – с целью привлечь внимание читателей к современной российской детской литературе, открыть для широкой общественности новых талантливых авторов книг для детей и молодежи и дать им возможность опубликовать свои произведения.
Здесь ждут заявок от авторов и иллюстраторов детских книг. Куратор конкурса Варвара Кайдалова рассказывает: «Жюри каждый сезон меняется. Помимо главного приза – издания в “РОСМЭН”, есть ещё спецпризы от наших партнеров. Номинации тоже меняются каждый сезон. Например, в прошлом году мы впервые принимали комиксы в иллюстраторскую номинацию, а в этом году мы принимаем silent books. Последние несколько лет мы не брали фэнтези в старшую номинацию, искали хорошую отечественную мистику для подростков, триллеры, но в этом году решили посмотреть накопленное. На этот раз в конкурсе будут рассматриваться короткие цельные произведения для детей до 5 лет, а также произведения для молодежи. Главная цель конкурса – привлечь внимание читателей к современной литературе, написанной на русском языке, открыть для широкой общественности новых талантливых авторов и иллюстраторов. Насколько я знаю, мы единственные, кто берет на себя ответственность за победителей и заключает с ними контракт на издание. Т.е., победители НДК гарантированно будут изданы и получат комплексную программу продвижения своей книги».
«Новая детская книга» стала лауреатом профессиональной премии книжного рынка «Ревизор» в номинации «Лучший проект по продвижению книг и чтения». Многие книги, увидевшие свет благодаря этому конкурсу, продолжили победное шествие и были удостоены новых серьёзных наград.
«Книга года»: только выбор детей
«Книга года: выбирают дети» – это одновременно образовательный проект и независимый книжный конкурс, в ходе проведения которого юные читатели знакомятся с новинками детской литературы, учатся решать сами и выбирать лучшее.
Около тысячи ребят становятся членами Детского жюри каждый год. Для них это большое приключение, интересные встречи, школа молодого читателя. Оцениваются не только бумажные книги, но также электронные и аудиокниги. Неважен и статус автора. Главное – текст и иллюстрации. Каждую книгу читают от 10 до 100 ребят-экспертов. В итоге формируются шорт-листы лучших, по мнению детей, книг текущего года в разных возрастных категориях: книги для самых юных читателей (5-6 лет), 1 класса, 2-3 класса, 4 класса, 5-6 класса, 7-8 класса, 9-11 класса. Шорт-листы конкурса «Книга года: выбирают дети» публикуются в СМИ, потом передаются в детские сады, школы, библиотеки, книжные магазины и досуговые центры. Рейтинг любой детской книги, выпущенной в России, зависит от её положения в рейтинге по итогам этого конкурса.
«Книгуру»: «Книги будущего»
Всероссийский литературный конкурс для детей и юношества «Книгуру» был учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Некоммерческим партнерством «Центр поддержки отечественной словесности» в 2009 году. Его победителей определяют подростковое жюри и взрослые эксперты.
Цель конкурса – найти и представить обществу новую интересную русскоязычную литературу для подростков, сделать литературные произведения для подростков доступными читателю, независимо от географии. На сегодняшний день он является крупнейшим конкурсом подростковой литературы в русскоязычном пространстве. «Книгуру» – единственный российский национальный литературный конкурс, в котором победители выбираются прямым читательским голосованием, причем голосовать может только целевая аудитория конкурса: подростки от десяти до шестнадцати лет.
«Мы ищем новые тексты и новые имена», – говорят организаторы. Генеральный директор Национальной литературной премии «Большая книга», соучредитель Всероссийского литературного конкурса для детей и юношества «Книгуру» Георгий Урушадзе: «Идея конкурса принадлежит Владимиру Викторовичу Григорьеву. А название придумала литературный критик и первый координатор конкурса Ксения Молдавская. Открытия в “Книгуру” случаются каждый год: выдвигаются в основном рукописи, так что издатели в очереди стоят, чтоб посмотреть на тексты, вошедшие Длинный и Короткий списки. Вердикт экспертов (а в разные годы экспертами работали Мария Порядина, Шамиль Идиатуллин, Ирина Лукьянова, Михаил Бутов, Евгения Шафферт, Николай Назаркин и другие замечательные специалисты) – это знак качества, открывающий дорогу к публикации. Немаловажно и то, что конкурс создаёт открытую библиотеку из текстов, оказавшихся в Коротком списке сезона. Она доступна любому желающему – как говорится, без регистрации и смс. И эту библиотеку на нашем сайте читают русскоязычные дети и родители в 125 странах мира.
В состав подросткового жюри очень просто попасть любому активному и много читающему школьнику 10-16 лет. Прочитайте положение о конкурсе на сайте kniguru.info, найдите там же адрес электронной почты, напишите нам.
Состояние литературы – замечательное. Каждый год создаются и рассматриваются экспертами и членами жюри “Книгуру” талантливые тексты».
Премия имени Крапивина: «Помогать духовному росту»
Международная детская литературная премия имени В.П. Крапивина присуждается раз в год российскому или зарубежному автору, в честь российского детского писателя Владислава Петровича Крапивина. Премия вручается в день рождения писателя – 14 октября. Вместе с премией лауреату вручается диплом и памятная медаль. Учредители – Ассоциация писателей Урала (2006 год) и Свердловский областной общественный фонд «Фонд Владислава Крапивина». Премия имени Крапивина призвана стимулировать литературную деятельность в русле традиций, заложенных самим В.П. Крапивиным. Произведения лауреатов должны помогать духовному росту подростка, задавать ему высокую нравственную планку.
Организаторы проекта рассказывают: «Литературные премии обычно называют именами писателей уже после их смерти. Премия Крапивина стала исключением. Памятная медаль создана по эскизу Крапивина. Премия определяет 4-х победителей: лауреат в номинации “Выбор Командора”, которого определял лично Владислав Петрович Крапивин, лауреат в номинации “Выбор Литературного Совета”, лауреат в номинации “Выбор профессионального жюри”, лауреат в номинации “Выбор детского жюри”. Долгое время своеобразие премии было в том, что читал работы и номинировал одного из лауреатов лично живой большой писатель Владислав Крапивин. Как нам неоднократно говорили участники конкурса, для них очень важен был факт, что их читал любимый с детства писатель. Другая особенность – своего лауреата выбирает детское жюри, состоящее из отряда “Каравелла” и учащихся школ Свердловской области.
Как видите, в Премии Крапивина “отметились” многие очень известные ныне современные детские писатели. Для кого-то в свое время участие стало толчком на пути в детской литературе, для кого-то – очередной звездочкой на фюзеляже. Каждый сезон Премия открывает новые имена. Издательства, такие как “Самокат”, “КомпасГид”, “Время” следят за процессом, и порой договор на издание книг заключается даже до церемонии объявления победителей. Немалая часть финалистов издается в течение года после объявления итогов. Современная детская литература имеет свои тенденции, течения, имена, авторитеты и проблемы. И время от времени раздающиеся в СМИ голоса о том, что “современной детской литературы не существует”, совершенно точно не соответствуют реальности».
Премия имени Чуковского: главная аудитория – дошкольники
В память о Корнее Чуковском Правительство Москвы проводит конкурс на соискание литературных премий, направленный на поддержку детских писателей и развитие детской литературы. Для участия в конкурсе принимаются произведения для детей до 12 лет, опубликованные в прошлом или текущем году. С 2020 года премия работает в новом формате.
Павел Крючков, ведущий научный сотрудник Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля (отдел: «Дом-музей К.И. Чуковского»), заместитель главного редактора журнала «Новый мир», член жюри Литературного конкурса на соискание премии Правительства Москвы имени Корнея Чуковского – о возрастных категориях премии, о её истории и стратегии развития: «В трёх номинациях из семи (отдельно по прозаическим, поэтическим и переводным книгам) о “малышовых адресатах” сказано чётко: “…в возрасте до 7 лет”. Подобная жанровая структура и возрастная определенность (малыши и дошкольники) – не припоминаются мне в документах, представляющих другие профессиональные “детские” премии. Именно в конкурсе имени Чуковского этот выбор заявлен как некий “канон”.
В прежнем формате премия не просто существовала, но отработала десять славных и трудных лет (организовали её Союз писателей Москвы и Государственный литературный музей “в лице” одного из его Отделов – Дома-музея Корнея Чуковского в Переделкине).
Прежняя премия имени Чуковского была придумана, чтобы отметить тех, кто годами работал и работает на ниве детской литературы, то есть как бы за “выслугу лет”. Причём, главным образом, в жанре поэзии, ведь Чуковский прежде всего – великий стихотворец…
Эта стратегия была открыто “заложена” в трёх номинациях из четырёх: в главной “за достижения”; в той, что “за развитие новаторства”; и, наконец, в так называемом “Золотом крокодиле” (“премии детского жюри”). Четвертую номинацию – “За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе” мог получить вообще не писатель, а, например, журналист-просветитель, литературный критик, музейщик или даже… радиостанция.
Новая премия, новый Литературный Конкурс имени Корнея Чуковского призван служить другим целям: оперативно откликаться на текущий литературный процесс, на вышедшие в течение года книги. Разрабатывая Положение о премии, правнук и наследник Чуковского – Дмитрий Дмитриевич Чуковский – выделяет именно эту “линию” как главную. Кстати, среди лауреатов первого сезона оказались не только молодые авторы.
Дело не только в том, что Чуковский – родоначальник отечественной детской литературы в Новом времени, а в том, что он – наш самый первый писатель (от слова “писать”). Его волшебные стихотворные сказки читают нам вслух во времена нашего младенчества, примерно с двух лет. Это и есть его генеральная аудитория».
С 2013 года учреждена Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества. Из сообщений пресс-службы: «Премия присуждается за создание талантливых произведений литературы и искусства, реализацию творческих и исследовательских проектов в сфере культуры, направленных на гражданско-патриотическое, этическое и культурно-эстетическое воспитание детей и юношества РФ, а также являющихся значительным вкладом в культуру РФ». Премия Президента РФ вручается как заслуженным писателям, так и молодым авторам.
Уточню: это неполный перечень конкурсов и премий в области детской и юношеской литературы. Думаю, в недалёком будущем нас ждут новые инициативы.